Ахмед Бей из Аланьи: «Вы, русские, все равно к нам приедете, по Крыму стреляют, в Сочи море грязное, куда вам деваться?»
…Когда над Краснодарским краем летают БПЛА, в Анапе и Сочи — ротавирус, а Пентагон вместе с ВСУ атакует Крым дронами и ракетами ATACMS, куда еще деваться, кроме Турции?
Я ехала в Турцию в 6-й раз и, кажется, знала о ней всё. Но нынешний вояж оказался экстремальным.
Инфляция в Турции росла в течение года и достигла в мае рекорда в 75,45%. Это был максимум с ноября 2022-го, когда инфляция там зашкалила за 84%.
Про ключевую ставку в 50% я, разумеется, тоже знала. Но одно дело — читать про невменяемые турецкие реформы в Москве, а другое — ощутить инфляция во всех ее прелестях на месте.
Сюрпризы начались при заселении в отель. За вид на море мы всегда доплачивали. Года 2 назад это было, помнится, 20 долларов, в прошлом году на ресепшен попросили 40 евро. В этом году такса поднялась до 60 евро. Вся оплата — в европейской валюте, турецкие лиры никого не интересовали.
Экскурсии, которые еще год назад предлагали за 50 долларов, в этом году стоили уже по 90 евро. Причем, не скажу, что предлагали нечто особенное: обычные поездки на яхте, «пляжи Клеопатры» (сколько езжу по миру, столько гиды предлагают ее пляжи — не иначе, царица тоже была туристкой).
Ощущать на себе все нюансы турецкой инфляции приходилось почти каждый день, заходя в местные магазины за соками и фруктами. К примеру, сегодня пакет сока стоит 35 лир, на следующий день 40 лир, через неделю уже 50…
Мы не первый раз приезжаем в этот пятизвездный отель в Алании. За год он прилично обветшал. В лифтах больше не работал кондиционер, в ресторане ты сам себе искал приборы: персонал сократили до минимума. Еда почему-то всегда была холодной. Чтобы добыть что-то более съедобное, приходилось отстоять на улице огромную очередь у мангала, на котором повар готовил нечто среднее между рыбой и курицей. Персонал в ресторане по сравнению с прошлым годом был сокращен по моим прикидкам раз в пять.
Обеднели и сами номера. Стеклянные фужеры в них заменили пластиковыми стаканчиками, а одеяла вообще куда-то исчезли. Вместо них появилось нечто среднее между вафельным полотенцем и простыней. Ночью, при работающем кондиционере, снились теплые одеяла. Повторю — это пять звезд.
Появилась и еще одна странность: в номерах теперь не было русскоязычных каналов. Нет, телевизор работал исправно, и можно было узнать самые последние новости CNN, France-24, ZDF и многих других европейских каналов, включая польские, чешские и особенно украинские. Но не телевизора ради ведь приезжают на Средиземное море.
«Засада» была в самом главном. Собственно морем и солнцем насладиться можно было чисто гипотетически: на пляже и у бассейна катастрофически не хватало лежаков. Печальное лицо истины было таково: несчастные туристы приходили занимать лежаки в 5.30 утра. Таким образом встречать рассветы у моря мне пришлось неделю. К удивлению, даже в это время свободных лежаков было процентов 30.
Именно это обстоятельство и побудило меня разыскать генерального менеджера отеля господина Ахмед Бея. Он чем-то напомнил мне узбека Равшана, который косит у меня на даче траву. И внешне, и своим философским подходом к происходящему.
— Да, с лежаками проблема, — признал господин Ахмед Бей. — В ноябре был ураган, половина из них сломалась и улетела.
— Но это было полгода назад, неужели нельзя было их заменить?
— Конечно, можно. Мы заказали 100 штук, но они где-то едут. Долго едут, согласен. Но что делать, жизнь вообще сложная вещь. К тому же инфляция.
Какова связь между инфляцией и застрявшими где-то на полгода лежаками, понять было не в моих силах. На вопрос об очередях за едой Ахмед Бей ответил просто: «Сократил всех. Инфляция, экономить приходится».
Когда я заговорила об отключении в отеле русскоязычных каналов, которые всегда радовали сериалами, Ахмед Бей весь закривился: «Вы имеете слишком много претензий. Но вы все равно будете приезжать к нам, потому что у вас нет выбора: отдыхать в России сейчас просто опасно».
Вообще, отношение к русским в Турции заметно изменилось. Если раньше русским туристам обслуживающий персонал широко улыбался, шутил, пытался даже что-то сказать по-русски, то теперь турецкое дружелюбие сменилось на ленивое безразличие. Не покидало ощущение, что тебе постоянно делают одолжение. При этом о политике — ни слова.
У многих Турция ассоциируется с дешевым шопингом и качественным хлопком, какого не достать в России. На сей раз все было иначе: все турецкие хлопковые вещи продавались по цене московских, а то и выше.
Но на шопинг нам съездить все же пришлось.
… Однажды на пляже к нам подошла женщина с демоническим взглядом и директным тоном произнесла: «Шопинг нужен? Отвезем — привезем бесплатно. Всё очень дешево, места знаем». И я согласилась.
Автобус привез нас к огромному торговому центру «Ponti». На пороге встретила роскошная брюнетка, сияющая всеми гранями изумрудов и бриллиантов. Прямо как настоящих.
Войдя с ней в магазин, мы поняли, что это нечто вроде нашей «Снежной королевы»: шубы, меха, палантины и все атрибуты шикарной жизни. Только по ценам, которые вам и не снились. Возражения вроде «нам это не надо, как-то всё дороговато» не принимались. Зато предлагалось сразу, тут же оформить кредит.
В какой-то момент закралась мысль: пока мы что-то не купим, нас отсюда вообще не выпустят. Спасение пришло в виде небольшой двери, которую моя дочь обнаружила где-то за стеллажами. Так мы и бежали из этого кожно-мехового рая. И тут столкнулись с проблемой: как вернуться в отель? Дойдя до шикарного Ponti, куда нас заманили хитростью, мы столкнулись с недружелюбным охранником, который заявил, что отвозить обратно нас с дочерью никто не будет, поскольку мы у них ничего не купили.
…Стояла душная турецкая ночь. Неподалеку от нас тусовалась группа бородатых мужчин, которые с интересом косились на нас, двух одиноких блондинок на обочине дороги. Наконец один из бородачей подошел к нам с вопросом, не хотим ли мы прокатиться. Второй спросил, откуда мы. И тут меня осенило: «Мы от Ахмед Бея».
Очевидно, наш Ахмед Бей пользовался на районе каким-то авторитетом, потому что бородатые турки уважительно закивали головами. Но один все же поинтересовался: «А почему Ахмед Бей не прислал вам водителя?». И тут пришлось идти на обман: «Господин Ахмед Бей уже спит, а его водитель заблудился».
…До отеля нас везли на старом, но шикарном Lincoln Continental. Узнав, что я журналист, мои попутчики оживились. Нет, их совершенно не интересовали СВО и Украина. «Напишите, чтобы русские туристы привозили больше денег. Вы мало стали у нас тратить, и мы немножко на вас обиделись. Привозите больше денег, и мы снова вас полюбим».