«Белгород», «Кемерово», «Калининград»: «Совкомфлот» плюнул на санкции и стал играть в открытую
«Совкомфлот» (СКФ) переименовал некоторые из своих судов, часть из которых получили новые имена в честь российских городов. Таким способом он отреагировал на очередные американские санкции. Теперь относившийся прежде к Габону «НС Колумбус» стал «Кемерово», «НС Браво» — «Белгородом», «НС Капитан» — «Калининградом», «НС Создание» — «Красноярском».
Более того, теперь танкеры будут ходить под российскими флагами, хотя ранее они числились за Либерией, Габоном, Кипром, Панамой. Таким образом, российская принадлежность судов становится очевидной.
Следует напомнить, что первые санкции в отношении СКФ были введены еще в феврале 2024-го. Причем минфин США внес в «черный список» 14 танкеров каждый по отдельности, видимо, чтобы исключить их передачу другим, специально создаваемым для обхода ограничений, компаниям. Теперь их общее количество составляет 21 единицу.
Согласно данным подразделения крупнейшего мирового судового брокера Clarkson Research Service, СКФ является самым крупным владельцем в мире судов класса «Афрамакс», каждое из которых может перевозить около 700 тыс. баррелей нефти.
Между тем, в рамках 14-го пакета санкций ЕС, содержание которого пока еще обсуждается, предполагается запретить доступ в европейские порты примерно 11 судов, «подозреваемых в содействии военным усилиям России».
Надо сказать, Соединенные Штаты внимательно отслеживали как перемещения судов, связанных с перевозкой российской нефти, так и переходы их в различные юрисдикции.
Еще в ноябре 2023-го Вашингтон запросил информацию у судовых компаний всего мира о более чем сотне судов в рамках санкционного расследования о транспортировке российской нефти с нарушением ценового потолка.
Как известно, первые рестрикции, связанные с перевозкой нефти из РФ, Минфин США ввел еще в апреле 2023-го, он затронул 19 торговых судов. В заявлении американского ведомства говорилось, что большинство из них выходят в море под российским и турецким флагами. Вскоре после этого суда стали менять свою юрисдикцию, что затрудняло введение юридических ограничений.
По словам ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, с точки зрения обхода западных санкций присвоение танкерам названий российских городов ничего не дает.
— Здесь мы наблюдаем смену стратегии. Раньше смысл перехода под различные, не российские флаги, придумывания для танкеров названий, не связанных с Россией, заключался в обходе ограничений.
Теперь же непосредственно эти танкеры внесены в санкционные списки, как и «Совкомфлот», что означает запрет кому-либо в мире контактировать с этой компанией.
Впрочем, ранее тоже ни для кого не было секретом, что некоторые суда, перевозящие нефть под различными флагами, относились к «Совкомфлоту».
«СП»: Что изменится после смены названий?
— Теперь можно работать только с теми, кто игнорирует санкции против «Совкомфлота». И теперь для этих танкеров и компаний нет никакого смысла дистанцироваться от России. Возможно, это было государственное решение — открыто показать, что эти танкеры по-прежнему перевозят нефть, а западные санкции не работают. Наглядно демонстрировать российскую принадлежность танкера, который относится к подсанкционной компании, но продолжает возить нефть.
«СП»: В чем смысл данной стратегии?
— Возможно, она направлена на демонстрацию самой возможности нарушения санкций, работы в условиях, когда компания, владеющая судами, тоже находится под рестрикциями, но активно перевозит топливо и ей ничего за это не могут сделать — у нее отдельный сегмент рынка, поэтому никакой катастрофы даже в случае нарушения американских санкций не происходит. Таким образом, получается размывание санкционного режима США как такового.
Мы показываем: Вашингтон ввел настолько много ограничений, что их можно не соблюдать. Вводили санкции против Ирана – он экспортировал нефть, Венесуэлы — с аналогичным результатом, Северной Кореи — то же самое. Кстати, довольно большое количество санкций США ввели против Китая. И ничего, все упомянутые страны работают, поэтому не стоит бояться этих рестрикций, все-таки санкции США — не санкции ООН.
«СП»: Которые, кстати, тоже порой игнорируют.
— Сейчас, по сути, предлагается торг. В общем, переименование танкеров укладывается в новую стратегию, к реализации которой наше государство, возможно, уже приступило.
«СП»: Учитывая, что вопрос с российской нефтью крутится вокруг ценового потолка, что грозит за его несоблюдение?
— Когда «большая семерка» принимала нефтяные санкции, то за нарушение ценового предела компания-перевозчик, либо судовладелец, или страховая компания отлучались от мирового рынка на два месяца. Но в нашем случае есть нюанс — если компания не работает на мировом рынке, то грозить ей суровыми последствиями нет смысла.
Да, США могут отдельно внести нарушителя в черный список, но отлучить от мирового рынка его просто не в состоянии. К тому же компании, которые берутся за перевозку российской нефти без этого потолка, прекрасно знают, что доставляют подсанкционное топливо, поскольку на этом можно хорошо заработать. И они работают только на локальном рынке, но не мировом — не занимаются доставкой, скажем, саудовской или американской нефти. Только российской, иранской или венесуэльской.
«СП»: Означает ли это, что в дальнейшем менять юрисдикции наши танкеры не будут?
— Я бы не рискнул стопроцентно утверждать, что переименованные танкеры будут всегда ходить под российским флагом под и российскими названиями, все еще может измениться. Если какая-то стратегия обхода санкций будет признана более эффективной, она будет применяться.
Не зря еще в 2022 году «Совкомфлот» продал несколько своих танкеров ОАЭ. Тогда это объяснялось необходимостью компании получить дополнительные деньги для покрытия неких долговых обязательств. Но в реальности, думаю, дело было вовсе не в получении средств, а в создании, скажем так, дружественной компании в ОАЭ, куда и были переведены суда.
Что-то подобное может иметь место в дальнейшем, если какой-то способ признают успешной практикой, позволяющей российским судовладельцам перевозить с меньшими издержками товары — нефть, нефтепродукты и так далее.