Business is booming.

Дрессировка диких тарифов ЖКХ — сможет ли Госдума стать укротителем

0 0

Дрессировка диких тарифов ЖКХ — сможет ли Госдума стать укротителем

Тарифы на ресурсы ЖКХ (отопление, водоснабжение, канализация, электричество, газ, вывоз мусора) с учетом их ежегодной индексации будут зафиксированы законом не менее чем на пять лет вперёд. Соответствующий законопроект Госдума должна разработать к весне 2025 года.

- Advertisement -

Кроме того, планируется не менее чем на пять лет устанавливать экономически обоснованный размер платы за жилищные услуги (содержание дома, обслуживание лифтов, текущий ремонт и т. д.). Закон появится в Госдуме ещё раньше — к концу 2024 года. Отрадная новость для большинства после июльского повышения на 10%.

Нужно один раз в пять лет устанавливать долгосрочный период регулирования, учитывающий ежегодную индексацию тарифов, и проводить корректировку цен только в конце этого срока, цитирует Forbs мнение Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.

При нынешнем же положении вещей, считают её специалисты, невозможно долгосрочное планирование. Инвесторы не хотят идти в сферу ЖКХ, так как вложения туда окупаются слишком долго. Изменения позволят им просчитывать экономическую привлекательность своего участия в проектах.

Свой вариант законопроекта с использованием долгосрочных тарифов уже разработала и готовится внести в правительство Федеральная антимонопольная служба. Локальный отраслевой закон — предусматривающий решение проблемы инвестиций только в сфере водоснабжения, уже внесён в Госдуму.

Налицо гонка законопроектов. Все упомянутые документы объединяет стремление опираться на заранее прописанную на годы вперёд тарифную сетку. Видимо, наверху, наконец, возник консенсус по этому вопросу, ведь попытка ввести тарифную «пятилетку» в 2022 году была неудачной.

По данным главы Минстроя РФ, износ инфраструктуры ЖКХ в среднем по стране в начале 2024 года оценивался в 40%, а в некоторых регионах доходил до 80%. При этом из-за нехватки инвестиций темпы выхода сетей из строя были выше, чем темпы их ремонта и строительства новых.

О том, что игнорировать износ сетей ЖКХ дальше уже невозможно, стало ясно зимой, когда без отопления в жуткий мороз остались жители Климовска. Владимир Путину пришлось взять ситуацию под личный контроль, а завод с котельной и вовсе отобрать у нерадивого собственника.

По словам зампреда комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, главы комиссии Федерального собрания РФ по обеспечению жилищных прав граждан Светланы Разворотневой, причина новаций в фатальной нехватке бюджетных средств.

— Во внесённом недавно мной и коллегами законопроекте говорится о необходимости предприятиям в сфере водоснабжения утверждать долгосрочные инвестиционные программы и программы текущего ремонта как раз сроком на пять лет и с учётом тарифов, также установленных на пять лет вперёд.

Эта идея обсуждается давно, но в силу экономических и политических причин она так и не была реализована. А сейчас настал подходящий момент. Потому что на модернизацию сферы ЖКХ до 2030 года в бюджете предусмотрено не более 900 млрд рублей, а общая потребность — 4,5 трлн рублей. Без денег инвесторов эти задачи не решить.

Но инвесторам надо создавать условия. Нужны долгосрочные правила игры, государственное софинансирование. Одна из возможных мер — передача обязанности заключать конфессиональное соглашение с муниципального на региональный уровень. Потому что иначе происходит рассогласование, так как тарифы устанавливаются регионом.

«СП»: Правительство ранее утвердило предельный рост тарифов на услуги ЖКХ на 2024−2028 годы. В документе содержатся средние индексы по регионам и пределы отклонения от них в отдельных муниципалитетах. Этого недостаточно?

— Действительно, у нас уже есть своего рода планирование на несколько лет вперёд. Но это просто добрые намерения, ориентиры. На деле эти параметры никогда не соблюдаются, и окончательные тарифы всё равно устанавливаются каждый год. После вступления в силу закона такого уже не будет. Будет плановый рост тарифов, известный на пять лет вперёд.

«СП»: Писали, что в Москве внедрят некую привлекательную для инвесторов в теплоснабжение модель, но тариф за обогрев при этом вырастет на 39%. Так будет во всём ЖКХ?

— Нет. Минэнерго уже лет 15 пытается внедрить метод «альтернативной котельной», который хорош тем, что тариф устанавливается по самому эффективному теплоисточнику. Там считают не только выработку тепла, но и производство с нуля источника теплоснабжения. Поэтому цена высокая. В Москве же с инвесторами хорошо, поэтому здесь такого не будет.

Экономист Никита Масленников указал, что долгосрочное планирование тарифов в Европе — не новость.

— Тарифы — это регулируемое ценообразование. Поэтому и для инвесторов, и для потребителей принцип динамики этих тарифов крайне важен. В этом вопросе Россия «не впереди» многих других экономик. Например, в Исландии тарифы на электроэнергию устанавливаются на десятилетия. Особенно для промышленных предприятий. Это принципиальный вопрос с точки зрения окупаемости строительства инженерной инфраструктуры.

С 2010 годов у нас идёт дискуссия, которая пока ничем не закончилась. Спорили условно о схеме: инфляция плюс 1% или инфляция минус 1%. Это зависит от инвестиционной привлекательности отрасли.

Пока система стимулов частнику в ЖКХ не отлажена. Можно даже получить парадокс: тарифы сделать высокими, а инвестор всё равно не придёт. Например, потому что непонятно будет ли он получать федеральные налоговые вычеты из налога на прибыль.

Поэтому главный вопрос — как правильно рассчитать тариф, на основании чего. Понятно, что нужно учитывать и динамику издержек, и динамику доходов потребителей, населения. Это комплексная задача. Директивно не получится. Требуется обсуждение.

— Надо понимать, что любая бюрократия существует не для решения проблем, а для выработки решений, — сетует политолог Анатолий Несмиян. — То, что сейчас предлагается сделать в сфере ЖКХ — это именно выработка решения. Поэтому наверное введут планирование тарифов, будут пытаться планировать, но…

«СП»: Новый Госплан?

— Сейчас Россия, как и другие, кстати, страны, находится на этапе попыток найти новую социально-экономическую модель. Потому что старая перестала работать. Этот процесс уместно назвать «катастрофой» (не вкладывая негативного смысла). А в состоянии катастрофы что-либо планировать, тем более на пять лет вперёд, бессмысленно.

В любые планы придётся вносить такое большое количество корректив, что надеяться, что эти планы помогут инвесторам ориентироваться не приходится — коррективы в регулярном режиме станут менять планы самих инвесторов. Так что практическая польза будет небольшая. Как можно планировать, если неясно, что случится через полгода?

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.