Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Кино и театр
24 января 2023 08:03

«Страшно, а мы даже и не в мундирах». В полотенцах

Много воды и ничего лишнего, Сергей Женовач поставил в «СТИ» идеального «Ревизора»

10296
«Страшно, а мы даже и не в мундирах». В полотенцах
Фото: Александр Иванишин

«Ревизор» — это всегда интересно, как и любой спектакль «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. Если же действие переносится в настоящую баню, и называется экзотическим словом «Лабардан-с», у любителей театра не должно быть сомнений, нужно бежать на премьеру и получать море (в крайнем случае — бассейн) удовольствия.

В «СТИ» всегда работают над тем, чтобы быстро погрузить зрителя в атмосферу спектакля, нередко это происходит прямо в фойе. В «Лабардан-с» даже зритель, ничего об этой постановке не знающий, по дождевикам у зрителей и призыву администратора «первому ряду не беспокоиться» понимает, что сейчас что-то будет.

И действительно, банные вздохи и вскрики становятся все громче, занавес падает, и зрители видят настоящие римские термы (или выполненные в точном соответствии стильные бани в 19 веке или наше время). Немая сцена, полная полуобнаженных актеров и актрис, кстати, происходит именно в этот стартовый момент. А уж потом, для полноты эффекта, из зала выходят и две огромные крысы — те самые, что снились городничему, не предвещая тем самым ничего хорошего. Крысы уносят занавес и представление начинается.

Александр Иванишин
Фото: Александр Иванишин

Итак, городничий (Дмитрий Липинский), грозный как римский император, сообщает пренеприятное известие застывшим в бассейне-купели коллегам-сообщникам-подельникам. И сразу становится понятно, как идеально на созданное Александром Боровским и Дамиром Исмагиловым банное пространство ложится классическое произведение, какое количество гэгов, новых забавных оттенков и эстетически безупречных отсылок к шедеврам живописи-архитектуры-кино позволяет оно создать — от «Пьеты» Микеланджело до фильмов Феллини и Пазолини. Классический текст, классическое единство времени, места и действия в сочетании с музыкой Верди и Россини, в сочетании с молодыми, как всегда резвящимися по-полной, актерами «СТИ» создает опять же классический контрапункт.

«Страшно просто. А отчего, и сам не знаешь. А мы даже и не в мундирах», — эту фразу гоголевские провинциальные чиновники произносят совсем не в мундирах, а в банных полотенцах.

В общем, мастерство, с которым все это сделано, по-настоящему впечатляет. Как и решительность актеров, уходящих в работу и упомянутую купель с головой. Бултыхались в ней все, включая Осипа (Сергея Качанова), а городничий в финале нырнул туда прямо через скатерть с блюдами и бокалами. Кроме всего прочего, бассейн будто помогали делать персонажи другого спектакля «СТИ» — «Мастера и «Маргариты», таким безразмерным казался он подчас. А иногда актеры в нем спокойно бродили по пояс.

Александр Иванишин
Фото: Александр Иванишин

Из актерского ансамбля, как обычно, не выпадал никто. Как и текст Гоголя, полностью сохранены и прописанные им для актеров, будто в современном синопсисе сценария, характеры. Вячеслав Евлантьев в роли «неуклюжего проныры» Земляники, «простодушный до наивности» почтмейстер (Александр Суворов), «прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумный» Ляпкин-Тяпкин (Александр Антипенко), смотритель училищ (Александр Медведев), жена городничего (Варвара Насонова) и дочь (Виктория Воробьева) ну и, конечно, Добчинский (Эдуард Миллер/ Лев Коткин), немножко выше и сурьезнее Бобчинского (Сергей Аброскин), но Бобчинский развязнее и живее Добчинского. Бобчинский и Добчинский — это всегда ударная клоунада, а актеры «СТИ» в этом направлении очень сильны. Кстати, говорящий только по-немецки лекарь Гибнер (Нодар Сирадзе), напоминавший Мистера Бина, также вставил тут свои пять пфеннигов.

Так как, дело происходит в бане, то у постсоветского зрителя не может не возникнуть ассоциация с другим человеком, совершившим поворот не туда — Евгением Лукашиным. Хлестаков (Никита Исаченков) манерой игры будто бы это подтверждает, ведь большую часть пьесы он пьяный или в состоянии утреннего воскрешения. Особенно сильно сходство, когда Хлестаков берет у чиновников-взяточников деньги взаймы («я вам завтра же вышлю»).

Работа Сергея Женовача с текстом, как всегда, проделана на уровне японского мастера оригами, несколько часов делающего какие-то непонятные движения руками с комком бумаги, а потом демонстрирующего великолепного дракона. Можно привести в пример и фокусника, сплетающего зверушек из воздушного шарика. При этом, у Гоголя не изменено ни слога — было бы неуважением к Николаю Васильевичу считать, что он чего-то не написал про 21-й век. Но то, что тянет это проверить, говорит о несомненном успехе постановки.

Александр Иванишин
Фото: Александр Иванишин

Конечно, купель-бассейн, в которой полощутся герои, напоминает о многом (даже и о фильме «Кин-дза-дза!»), но в сочетании с названием «Лабардан-с» — рыбой, которой угощали Хлестакова, а на самом деле способом перевозки атлантической трески в бочках в гоголевские времена — финал, в котором вместо немой сцены городничий снова залезает в воду к коллегам, представляется абсолютно логичным, входит на свое место, как последняя деталька того самого оригами-дракона. Потому что паукам место в банке, сельдям — в бочке, а героям «Ревизора» — в таком вот глубоко-мелком бассейне.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня