Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Русский мотоцикл укатил в историю: Лукашенко сохранил выпуск своих «Минсков», а Россия прощается с «Уралом»

В Белоруссии понимают, что эта техника «двойного назначения» — она нужна для обороны

7605
На фото: рабочий сборочного цеха Ирбитского мотоциклетного завода во время сборки мотоциклов "Урал".
На фото: рабочий сборочного цеха Ирбитского мотоциклетного завода во время сборки мотоциклов «Урал». (Фото: Донат Сорокин/ТАСС)

Русский мотоцикл «Урал», похоже, окончательно уходит в историю — сборочное производство в Ирбите (Свердловская область) останавливают. Вроде как временно, однако учитывая то, что фирма принадлежит американской компании, стоит, возможно, говорить об окончательной кончине марки. В связи с санкциями «новые раритеты» из России перестали покупать, за 2023 год продажи упали в два раза до совсем смешных цифр.

Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) останавливают на полгода, как объявлено, для модернизации цехов. Хотя о каких таких цехах идёт речь не очень понятно, от некогда огромного завода осталась самая чуть — помещение, где из импортных компонентов скручивают «русские» мотоциклы.

Ничего своего нет, гаечки и шайбочки — привозные. Не говоря же про моторы и КПП. В основном поставки идут из Китая, хотя до 2022 года были и комплектующие из иных стран. До начала СВО в год «производилось» около 1150−1200 мотоциклов, все — с колясками, «одиночки» давно уже не выпускаются. Продукция шла исключительно на экспорт, так как в России покупателей на жуткий аппарат за 1,5 млн рублей не было в принципе. А иностранцам — в диковинку.

Читайте также
Цветочное надувательство: «Немецкое 8 марта» хотели перенести на другую дату Цветочное надувательство: «Немецкое 8 марта» хотели перенести на другую дату Традиции дарить женщинам цветы чуть больше сотни лет, ссылки на мифический Древний Рим неуместны

Результаты 2023-го плачевные — всего 400 байков. Попытка обхода санкций через посредство организации сборочного производства в Петропавловске (Северный Казахстан) успеха, естественно, не имела. Более того, непонятно был ли это обход или нечто иное. 96,37% ООО «ПК Ирбитский мотоциклетный завод» принадлежит ООО «Группа ИМЗ Урал», которая на 100% принадлежит Ural Group, Inc. (США)…

«Планируем в этом году собрать примерно 700 мотоциклов. Вообще можем собрать и две тысячи, и три тысячи — вопросов никаких нет. Если будет заказ, мы их соберем. Другое дело, что нет заказа», — говорил недавно исполнительный директор ИМЗ Владимир Курмачев.

Очень сомнительно, завод, похоже, окончательно уходит в светлое прошлое. Как и все прочие производства мотоциклов, которые были на территории РФ.

Судьба ИМЗ печальна и вполне типична. После развала СССР предприятие прихватизировал известный олигарх Каха Бендукидзе и быстро довёл завод до ручки. Хотя стоило всего немного вложить и нам бы не прошлось сегодня покупать подержанные импортные байки.

В середине 90-х немцы предлагали продать лицензию, а также оборудование для выпуска мотоциклов BMW серии R-100. Знаменитый «последний железный BMW» тогда снимали с производства, вместо него на конвейер ставили «электронный» R-1100. При этом рачительные германцы готовы были реализовать всё устаревшее производство, которое для нашей страны, напротив, было бы передовым.

Однако у российского капитала — особый взгляд на деньги. У немцев ничего в итоге не купили, а потом завод, из которого хитроумный Бендукидзе выкачал все средства, стал быстро загибаться. Да и продукция его, ведущая свою родословную из 40-х годов ХХ века, была не особо востребована.

Проект «новый русский мотоцикл», анонсированный в «нулевых» прокремлёвским байкером Александром «Хирургом» Залдостановым, оказался полным фейком. Никакого отечественного оппозитного мотора объёмом 1,2 литра никто так и не увидел, а потом вообще случился какой-то трэш.

Тот самый «новый русский мотоцикл» по имени «Волк» в 2015-м таки представили, но он оказался затюнингованным итальянским Moto Guzzi California. А сам руководитель проекта на мероприятии вел себя странно.

После этого Хирурга перестали пускать в Кремль, власти вообще сделали вид, что этого человека не существует. ИМЗ, который ещё Каха отдал топ-менеджерам завода — после того, как вывел оттуда последние копейки — влачил жалкое существование. Но долго так длиться не могло, и неизбежный конец, усугублённый американским правом собственности на русский мотоцикл, наступил. Вполне закономерно.

Что еще остается у «мотоциклетов»?

Завод имени В. А. Дегтярева (г. Ковров, Владимирская область) жив — это оборонное предприятие, там у них всё неплохо. Производят, как и ранее, пулемёты, армия покупает. Завод принадлежит миллиардеру Игорю Кесаеву (сеть магазинов «Диски» и не только). Оружием торговать выгодно, мототехникой — нет. Поэтому её производство ликвидировано.

Хотя именно на этом предприятии был создан первый советский квадроцикл ЗДК-175 4ШП, разрабатывались и другие перспективные модели. В начале 2000-х с конвейера ещё сходили наследники «Восхода» — лёгкие мотоциклы «Сова-175» и «Сова-200». У них уже был современный внешний вид, хорошие тормоза, более мощный двигатель — их покупали. Олигарх всё производство мототехники прикрыл.

В начало 90-х Ижевский мотозавод вступил, наверное, лучше всего подготовленным — к серийному выпуску доводили модельную линейку «Орион» с 550-кубовым четырёхтактным двигателем и современным дизайном. По сути, он ничем не уступал зарубежным аналогам-одноклассникам, и, наверное, именно поэтому данный проект убили. На заводе внезапно возникли проблемы с финансами, причём, как говорится, на ровном месте. Потом куда-то испарилось специально купленное импортное оборудование, начались и иные «чудеса».

В середине «нулевых», как раз вскоре после объявления о начале «вставания с колен», мотозавода не стало. Частично оборудование спасли, энтузиастам удалось выкупить часть станков, и они не попали в чермет, куда их уже везли. Именно поэтому сегодня ещё можно купить «родные» запчасти и даже новый двигатель в сборе.

Читайте также
Российские курьеры – неисчерпаемый мобилизационный ресурс? Российские курьеры — неисчерпаемый мобилизационный ресурс? Неквалифицированная рабочая сила становится все более высокооплачиваемой, и это тревожный симптом

«Есть моторы от „Юпитера“ и „Планеты“, новые. Картеры ещё советские — остались запасы. Цилиндро-поршневые группы пока делают, шестерёнки к КПП тоже. Сколько это продлится непонятно, ведь оборудование не вечное. Но пока делают», — рассказывает торговец мотозапчастями Виталий.

От «Ориона» не осталось ничего, всё ликвидировали под корень. То же производство гидропневматических передних вилок с дисковыми тормозами, которых успели поставить на конвейер, «зачистили» полностью. Явно неспроста, хотя спрос на эти узлы был, причём огромный — ими модернизировали мототехнику прежних лет выпуска.

А ведь был ещё проект Иж-8.201 «Вега» с роторным мотором и передовым дизайном, который и сегодня смотрится более чем современно. Причём полностью отечественный, сделанный без применения каких-либо импортных запчастей!

К слову. Белорусы свой Минский мотозавод сохранили, более того, по сравнению с прежними временами там освоили новые модели. Двигатели, конечно, по большей части привозные, но своё производство им и не потянуть — страна не самая богатая. Но производство собственных моторов тоже есть.

Россия бы смогла делать и моторы. Более того, собственные компактные мотоциклетные и мопедные двигатели нам нынче очень нужны — для БПЛА.

Но их нет, приходится закупать за границей. Хотя недавно ведь делали сами, например, в Питере на заводе «Красный Октябрь» выпускались компактные двухтактные моторы серии «Д». Почему-то их производство возобновлять не собираются, впрочем, как и другой мототехники — по всей стране.

В СССР знали, понимали — мототехника это не только для досуга, но и для обороны. Сейчас ситуация усложнилась многократно. Ведь производство российских беспилотников постоянно находится в подвешенном состоянии — оно зависит от того, удастся ли закупить движки. Своих-то нет, а приобрести удаётся не всегда.

Последние новости
Цитаты
Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня