Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Путешествия / Туризм
2 февраля 2023 20:09

Иностранным самолетам российских авиакомпаний могут отказать в приеме в Турции

США готовы через российских туристов надавить на Эрдогана

3488
Иностранным самолетам российских авиакомпаний могут отказать в приеме в Турции
Фото: Anna Dare/ТАСС
Материал комментируют:

Турецкая компания Havaş, которая предоставляет услуги наземного обслуживания самолетов в аэропортах, предупредила о рисках с обслуживанием импортных лайнеров, которые находятся в парках у авиакомпаний из России, Белоруссии, Ирана и бизнесмена Романа Абрамовича. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо руководства Havaş, отправленное 31 января контрагентам.

По информации издания, Havaş обслуживает самолеты в аэропортах Стамбула, Анкары, Антальи и др.

В обслуживании могут отказать в основном самолетам американского производства Boeing, а также нескольким лайнерам европейской Airbus. В списке, прикрепленном к письму более 170 самолетов российских авиакомпаний («Аэрофлот», Azur Air, «Победа», «Россия», S7, Utair и др.), несколько белорусских и иранских. Кроме того, бизнес-джеты Boeing 787 Dreamliner и Gulfstream G650, которые, по версии компании, принадлежат Роману Абрамовичу. Представитель бизнесмена уверяет, что у Абрамовича нет самолетов в Турции.

Читайте также
Натасканных в Британии солдат ВСУ хватило на 20 минут боя Натасканных в Британии солдат ВСУ хватило на 20 минут боя Военные НАТО то ли учат боевиков, то ли сами учатся на их опыте сражаться с Россией

Как сообщает РБК, в списке перечислены самолеты, попавшие под ограничения Минторга США, введенные весной 2022 года в ответ на начало военной спецоперации России на Украине. Сейчас компания изучает юридические аспекты ситуации и оценивает риски.

«Предоставление услуг по обслуживанию самолетов, направляющихся в Россию и Белоруссию и собранных более чем на 25% с применением технологий американского происхождения, является нарушением норм экспортного регулирования (Export Administration Regulations, EAR) США, если такой самолет эксплуатируется авиакомпанией, против которой выпущен [в США] приказ о временном отказе в обслуживании (Temporary Denial Orders, TDO)», — цитирует письмо РБК.

Havaş получила «информацию о предупредительных письмах, направленных представителям турецкой авиационной промышленности Министерством торговли США, в которых говорится о принятии по ряду авиакомпаний решений о временном отказе в обслуживании в связи с «продолжающимися нарушениями EAR». Компания предупреждает контрагентов, что может оказаться не в состоянии обслуживать их авиарейсы и просит сообщить перечень самолетов, в которых используется менее чем 25% технологий американского происхождения, так как обслуживание такой техники возможно.

По словам политолога, востоковеда Елены Супониной, американцы оказывают сейчас все более сильное давление на многие иностранные компании.

— Они пытаются отследить все контракты с российскими фирмами. Особенно внимательно отслеживают те страны, которые проявляют более лояльное отношение к сотрудничеству с Россией. Давят не только на турецкие, но и многие другие компании в регионе, в частности, в арабских странах.

У многих финансовые переводы проходят через американские банки, некоторые вынуждены прогибаться под этим (давлением — ред.).

«СП»: — Это давление может быть связано с приближающимися в Турции президентскими выборами, а Эрдоган, как известно, сейчас вызывает недовольство США по целому ряду вопросов?

— Эрдоган американцам не нравится давно, но в данном случае большую роль играют санкционные меры. Финансово-контрольные учреждения США живут по этой логике. Но то, что американские политики не желают добра Эрдогану, это точно. Если он хочет улучшения экономического положения в Турции, то некоторые в Вашингтоне мечтают об ослаблении позиции нынешнего турецкого президента. Другое дело, что турецкая оппозиция сейчас раздроблена и американцы понимают, что эти расхождения в рядах оппозиции могут повлиять на ее предвыборные возможности.

«СП»: — Как ситуация может отразиться на российско-турецких отношениях, если давление будет усиливаться и компании вынуждены будут прогибаться?

— Мы знаем, что были сложности с российской платежной картой «Мир»: сначала она работала хорошо, но под давлением Запада начались сложности и ряд турецких банков отказались ее обслуживать. Потом были найдены возможности ее применения на территории Турции, хотя по сравнению с тем, что было в начале, это уже не так легко.

Турция делает все, что может, потому что заинтересована в сотрудничестве с Россией. Экономическое положение в стране оставляет желать лучшего. Российские туристы, контракты с российскими госпредприятиями и частными для Турции очень важны, президент Эрдоган это понимает и будет лавировать и дальше. В Москве никто иллюзий не строит насчет того, что это сотрудничество будет идеальным.

Особое беспокойство появившаяся информация о возможных проблемах с авиарейсами может вызвать у туристов, так как отпускной сезон приближается.

Как пояснила «Свободной прессе» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, если ограничения случатся, то в наибольшей степени коснутся рейсов компании «Аэрофлот». Кроме того, пока о возможных проблемах заявила только одна из турецких хендлинговых компаний, но российские авиаперевозчики могут пользоваться услугами и других.

Эксперт также обратила внимание, что посчитать все иностранные детали в самолете, как просит турецкий хендлер, достаточно сложно, «можно и ошибиться». Оптимизм туристам должен внушать и тот факт, что большой объем перевозок в Турцию приходится на компании, которые не попадают под санкции и самолеты которых использовались туроператорами для «совместных чартеров».

Вместе с тем, если Турция все-таки перестанет обслуживать некоторые российские самолеты, то авиавласти России не будут рассматривать увеличение квот для турецких авиакомпаний, которое обсуждается в преддверии туристического сезона. От этого не выиграют ни авиаперевозчки, ни туристический бизнес, ни туристы, считает Майя Ломидзе.

Аналогичного мнения придерживаются и другие представители туриндустрии. Кроме того, один из собеседников «Свободной прессы», попросивший не называть его имени заметил, что к туризму и авиации произошедшее не имеет никакого отношения. По его мнению, это имеет отношение к НАТО, США, Минпромторгу США, Евросоюзу и пакету санкций.

— Если турки не побоятся, что попадут под санкции за помощь в обходе санкций, Эрдоган не побоится предстоящих выборов, — считает эксперт.

Он также сообщил, что по итогам 2022 года в Турцию отправились путешествовать на 13% больше человек (5,2 млн), чем в 2021 (4,7 млн). При этом Турция является крупнейшим транзитным хабом — минимум 2 млн человек путешествуют через Турцию в страны Европы, Америки и другие регионы, что не входит в турецкую статистику, так как эти транзитные путешественники не пересекают границу страны.

Читайте также
«Леопарды»: Становится понятно, как немцы будут воевать на Украине «Леопарды»: Становится понятно, как немцы будут воевать на Украине Германия опять втягивается в схватку с Россией

— Количество регулярных рейсов традиционно небольшое — 118 в неделю, но из-за повышенного спроса (даже в нарушение паритетности) в прошлом году авиационные власти России и Турции согласовали большее количество рейсов. В июле и августе было до 750 рейсов в неделю по популярным туристическим направления — Бодрум, Анталия, Измир, Анкара, Стамбул, — сказал собеседник.

По его словам, сейчас межсезонье и Турция занимает лишь четвертую позицию по количеству туристов. Активный сезон стартует в апреле, когда квот на полеты надо больше.

— Со стороны Турции в Россию летают 4 авиакомпании, со стороны России в Турцию — 10. Из 800 самолетов иностранного производства, которые есть у российских компаний, за границу могут летать 180 и еще 156 бортов «Сухой-Суперджет». Большинство рейсов, которыми российские авиакомпании выполняют рейсы в Турцию — это самолеты американского производства (в основном три типа «Боингов»). Есть также европейские самолеты с американскими двигателями. Если более 25% комплектующих иностранного производства, то самолеты опадают под ограничения. Без проблем могут летать турецкие авиакомпании, у них есть флот. Пойдут ли авиавласти России на нарушение паритетности — это вопрос, — сказал эксперт.

Россия, подчеркнул он, для Турции — значимый рынок, на котором она делит первые места с Германией и Великобританией.

— Решение за Турцией. … У хендлинговой компании большие риски — потерять рынок Великобритании и Германии, получить штраф или даже уголовную ответственность (а обход санкций карается очень жестко и финансово, и уголовно) … Не факт, что они захотят это делать, — констатировал он.


Последние новости о туризме, отдыхе, поиске туров, а также предложениях туроператоров читайте в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня