воскресенье, 12 мая
совместно с Жэньминь жибао

Волшебная батарейка товарища Си

Китайские ученые изобрели три вида новых аккумуляторов

8146
Волшебная батарейка товарища Си
Фото: IMAGO/Sven Simon/TASS

Китайские ученые продолжают делать важные открытия в области разработки новых видов аккумуляторов. Все эти открытия имеет важное значение для развития более эффективных и экологически чистых способов хранения энергии. Новые виды аккумуляторов можно использовать в различных областях, включая электронику, энергетику и транспорт. Главная же их особенность — это «зеленые» технологии, которым особое внимание уделяет и председатель КНР Си Цзиньпин.

Ионно-цинковые батареи будут «подпитывать» слабым магнитным полем

Исследовательская группа под руководством профессора Ян Лифенг из Университета науки и технологий Китайской академии наук разработала новый тип цинковых аккумуляторов. Их эффективность ограничена необратимыми электрохимическими реакциями на одном из электродов. Стабилизировать процесс можно, изменив состав электролита: за основу китайские ученые взяли метилмочевину, которая помогает улучшить химические свойства аккумуляторов.

Читайте также
Китайцы строят неуловимую подлодку, пугая США Китайцы строят неуловимую подлодку, пугая США Американцы, как огня, боятся бесшумного подводного оружия

Электролит в аккумуляторе находится не в жидком состоянии, а в виде геля. Причем это «умный» гель, у которого ученые открыли свойство самосборки: среда сама разделяется на две фракции, гидрофильную и гидрофобную области. При этом электроды оказываются как бы внутри защитной капсулы, оберегающей их от химического разрушения.

А исследовательская группа из Института физических наук Хэфэй Китайской академии наук разработала высокопроизводительную ионно-цинковую батарею на водной основе с удивительно длительным сроком службы в слабом магнитном поле.

Исследователи использовали материал, который позволяет эффективно снизить электростатическое взаимодействие ионов. Кроме того, команда обнаружила, что воздействие слабого магнитного поля подавляет рост дендритов цинка и значительно увеличивает срок службы батареи.

Натриево-ионные аккумуляторы придут на смену привычный литий-ионным

Ученые из Циндаоского института биоэнергетики и биопроцессорных технологий Китайской академии наук разработали новый гидрогелевый электролит для водных натрий-ионных аккумуляторов.

Натриево-ионные аккумуляторы являются многообещающей альтернативой привычным литий-ионным батареям, поскольку они содержат более дешевые и экологичные материалы. Наитриево-ионные аккумуляторы могут сохранять почти 90% емкости после 400 циклов полной зарядки и разрядки.

Однако новые аккумуляторы требуют разработки множества новых компонентов, все из которых должны быть адаптированы к ионам натрия. Созданный в Циндаосском университете электролит имеет нетрадиционную солевую концентрацию, что подавляет побочные реакции, вызванные водой, и позволяет батарее иметь длительную циклическую эксплуатацию. Это открытие может привести к созданию нового поколения аккумуляторов с высокой производительностью и безопасностью.

А вот ученые из Чжэцзянского научно-технического университета совместно с коллегами из Университета Флиндерс в Австралии разработали первую в мире батарею на основе алюминиевых радикалов, которая работает на водной основе.

Вместо опасных материалов в батарее используются электролиты на водной основе. Специфическая химическая обработка (метилирование) структурного полимера гидрогеля привела к улучшению емкости и производительности батареи. В этой системе даже можно было использовать недорогую алюминиевую фольгу в качестве токосъемника.

Такие же биохимические реакции в природе используются для регулирования связывания воды и солей в крупных биомолекулах. В белках метилирование вызывает «укупорку» отдельных фрагментов, которые становятся менее доступными для молекул воды.

Читайте также

Так что свое открытие авторы хотя. Применить и в других сферах, кроме создания аккумуляторов. Например, при разработке лекарств, чтобы сделать гидрогели более устойчивыми к солям и, следовательно, более стабильными.

В литий-серных материалах основой будут углеродные нанотрубки

И это еще не все прорывы. Ученые из Китая достигли значительного успеха в разработке твердотельных литий-серных аккумуляторов, которые могут претендовать на коммерческую реализацию. Команда исследователей из Китайской академии наук продемонстрировала аккумулятор, способный выдерживать 1400 циклов зарядки без значительной потери емкости.

Литий-серные аккумуляторы отличаются от обычных литий-ионных тем, что используют серу в качестве материала для катодов. Это позволяет снизить затраты на производство и увеличить емкость аккумулятора вдвое по сравнению с литий-ионными батареями. Однако, у таких аккумуляторов обычно короткий срок службы, не превышающий 1000 циклов зарядки.

Исследователи разработали новую конструкцию аккумулятора, сочетая пористые углеродные нанотрубки с серой. Это позволило улучшить движение электронов и ионов через материал серы, который обычно является плохим проводником электричества.

После проведения 1400 циклов зарядки аккумулятор сохраняет примерно 70% своей первоначальной емкости. Это говорит о длительном сроке службы батарей. Правда, пока еще рано говорить о создании нового вида аккумуляторов: однако китайцы очень стараются, чтобы их разработки легли в основу новых электромобилей и мобильных устройств. Для них важно, чтобы аккумулятор заряжался очень быстро и выдерживал много циклов.