Исследователи расшифровали секрет духов Клеопатры

Ученые пытаются восстановить запахи далекого прошлого

Запахи витают чуть ниже уровня нашего сознания, вызывая эмоции и воспоминания, которые формируют то, как мы воспринимаем мир и ориентируемся в нем. При этом, по мнению ученых, обоняние — это чувство, которое несправедливо игнорировалось в большинстве попыток понять прошлое. В настоящее время все большее число исследователей хотят реконструировать древние ароматы и использовать их, чтобы узнать больше о том, как люди жили раньше.

Ученые пытаются восстановить запахи далекого прошлого

Учеными ведутся новые исследовательские проекты, направленные на то, чтобы понять, как пахло в прошлом, и определить, какие современные ароматы следует сохранить для потомков, рассказывает CNN.

“Это очень жизненное чувство. Запах также был очень важен в прошлом, и, вероятно, он был даже более важен, потому что в прошлом не все было так тщательно очищено”, - говорит Барбара Хубер, докторант-исследователь археологии в Институте геоантропологии Макса Планка в Йене (Германия).

Задача поиска запахов прошлого заключается в том, как запечатлеть эфемерный феномен: археологи обычно находят и изучают вещи, к которым мы можем прикоснуться, и это артефакты, с которыми мы сталкиваемся в музеях. Соединения с запахом летучи по своей природе — как только их источник исчезает, они тоже исчезают, испаряясь в воздухе. А большинство запахов исходит от биологических материалов — растений, продуктов питания, тел людей и животных, — которые быстро разлагаются, объясняет Барбара Хубер.

Несмотря на все эти проблемы, Хубер отмечает, что несколько новых и мощных биомолекулярных подходов помогают ученым расшифровывать древние запахи.

Ученые могут изучать незаметные биомолекулярные остатки, оставшиеся на курильницах для благовоний, флаконах для духов, кастрюлях для приготовления пищи и банках для хранения продуктов, используя такие методы, как хроматография, процесс разделения компонентов в смеси, и масс-спектрометрия, которая может обнаруживать различные соединения путем вычисления веса различных молекул.

Наиболее информативными биомолекулами, по словам Барбары Хубер, являются липиды — жиры, воски и масла, — которые не растворимы в воде. Их часто находят замурованными в пористую керамику после того, как они использовались в таких изделиях, как топливо для ламп или ароматические мази, которые люди когда-то наносили на свое тело или на трупы. Липиды также содержатся в фекалиях.

Барбара Хубер также изучает вторичные метаболиты, органические соединения, вырабатываемые растениями и оставшиеся от продуктов растительного происхождения, использовавшихся в прошлом, включая смолы, ароматизированную древесину, травы, фрукты и специи. Соединения могут раскрывать ингредиенты и аромат благовоний, лекарств и продуктов питания.

Секвенирование древней ДНК и протеомика, изучение белков, обнаруженных в таких вещах, как кальцинированный зубной налет, выявили аминокислоты, которые сигнализируют о таких состояниях, как заболевание десен, связанное с неприятным запахом изо рта.

Но, как показывает исследование Барбары Хубер, сбор этих обонятельных подсказок часто является только началом. В своей работе Хубер изучила курильницы для благовоний, найденные на археологических раскопках Таймы, старейшего поселения Саудовской Аравии, возраст которого насчитывает 5000 лет, чтобы попытаться реконструировать “обонятельный ландшафт” древнего оазиса.

Она обнаружила вторичные метаболиты, которые свидетельствовали об использовании ароматических смол, содержащих ладан, мирру и фисташки, в частных зданиях, могилах и храмах соответственно. Затем Хубер поработала с парфюмером, чтобы попытаться воссоздать ароматы, раскрыв, как могли пахнуть эти места тысячи лет назад.

“Смолы выглядели действительно похожими... но когда вы их сжигаете, у них совершенно другой запах. Так, например, у ладана был действительно насыщенный запах — очень бальзамический — и вы действительно могли почувствовать, что, возможно, его использовали для того, чтобы как-то правильно убирать дома, чтобы избежать неприятного запаха или чего-то в этом роде”, - объясняет Хубер.

Шон Кофлин, исследователь древней и средневековой мысли из Чешской академии наук, пытается воссоздать духи, которыми, возможно, пользовалась сама Клеопатра, основываясь на рецептах, записанных в древнеегипетских текстах и надписях на стенах храмов.

“Проблема очень проста. Обычно, когда вы следуете рецепту, вы как бы знаете, что у вас должно получиться. Когда вы воспроизводите исторический рецепт, у вас нет цели», - сказал Кофлин.

“Что мы действительно пытаемся сделать, так это использовать органическую химию, чтобы иметь возможность рассказать нам что-то об этом процессе, потому что мы думаем, что именно этот процесс определил бы диапазон возможных ароматов”, - добавил он.

В одном рецепте духов, который изучал Кофлин, известном как мендесский, указывалось, что древние парфюмеры нагревали масло в течение 10 дней и 10 ночей, прежде чем добавить в него древесину, такую как корица, и смолы, такие как мирра.

“Это было для нас большой загадкой, – рассказал он. – Если вы когда-либо готовили масло в течение 10 дней, оно воняет”. Но после того, как его команда нагревала масло в пробирках в течение 12 дней, Кофлин обнаружил, что этот метод ускорил естественный процесс прогоркания масла, удалив все неприятно пахнущие соединения и, в конечном счете, позволив духам сохраняться дольше.

“Есть также стадия, после нагревания масла, но перед приготовлением самих духов, на которой они добавляют слегка ароматизированные вещества, такие как корни, вино и смолы. Наша гипотеза заключается в том, что они не только скрывали неприятный запах (добавляя приятный аромат), но и поглощали неприятный запах масла”, - объяснил исследователь.

По словам Кофлина, в большинстве современных духов в качестве основы используется этанол, разновидность спирта, хотя некоторые нежные натуральные ароматы все еще требуют использования масла или жира, которые необходимо каким-то образом рафинировать.

Но сегодняшние химики по-прежнему многим обязаны древним парфюмерам, добавил он. Они стали пионерами многих методов, до сих пор используемых в современной науке, таких как дистилляция и методы фракционирования жидкостей.

Аналогичным образом исследователи сейчас предпринимают шаги по сохранению имеющихся в настоящее время запахов, чтобы дать будущим поколениям представление о нашем времени и более недавнем прошлом.

Что еще почитать