Кашпировский, второе пришествие: Лихие 90-е возвращаются в наши головы?
Анатолия Кашпировского проверят на мошенничество и уклонение от уплаты налогов. С такой просьбой (требованием?) общественники из организации «Сорок сороков» обратились к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину.
Эта частная, казалось бы, история имеет и явное общественное измерение. Почему 85-летний экстрасенс, о деятельности которого все уже благополучно успели забыть, внезапно возобновил регулярные сеансы в России? И почему люди идут на его выступления?
По информации СМИ, Кашпировский, как и прежде, занимается в основном «лечением» разного рода заболеваний. Среди них проблемы со зрением, включая глаукому и катаракту, аллергии, бесплодие, лишний вес, онкология и седина и т. д.
Методы Кашпировского простому человеку не понять. Так, чтобы похудеть, он «подкрепляет невидимые ключи и ввинчивает гайки». Незрячие начинают видеть после прослушивания песен Александра Малинина. Про «заряженную воду» пока сообщений нет.
Цена билетов колеблется от 3,5 до 9 тысяч рублей. На каждую встречу обычно приходит несколько сотен человек. Оплата принимается на карту. Маг зарабатывает и продажей мерча: волшебной соли, дисков с сеансами, книжек с афоризмами, фотографий и т. п.
Кашпировский стал известен после сеансов на Центральном телевидении СССР осенью 1989 года, в ходе которых «давал установку» и «заряжал воду». Выпив её советские люди верили, что исцелялись. Однажды по телемосту маг провёл хирургическую операцию в Киеве.
После распада Союза, в начале 90-х, Кашпировский вступил в ЛДПР, а затем переехал в США, где гастролировал в эмигрантской среде. Вернувшись в Россию и признав свой отъезд неудачей, экстрасенс стал доверенным лицом Жириновского. Вёл свой канал на YouTube.
Возможно, причиной оффлайн-появления Кашпировского стало замедление видеохостинга. Но может быть и другое. Экстрасенс, наравне с пейджерами и бизнес-разборками со стрельбой был визитной карточкой «лихих 90-х». Те суровые времена возвращаются?
Социальный психолог Алексей Рощин объяснил новую волну интереса к экстрасенсу тревогой россиян за будущее.
— Появление Кашпировского — это некий знак того, что происходящее сейчас чем-то похоже в психологическом плане на то, что было в конце 80-х и начале 90-х. Хотя, казалось бы это не так: у людей гораздо больше денег, Москва похорошела… Но значит что-то есть, раз работают всё те же методы, а люди наполняют залы.
«СП»: Что общего у нынешнего времени с тем сложным периодом нашей государственности?
— То время было характерно утратой чувства стабильности, как её понимали люди, некоторой общественной растерянностью. Когда прежние устои, способы жизни вдруг оказались недействующими и люди почувствовали, что земля уходит у них из под ног, что довольно скоро всё будет совсем по-другому. Так оно в итоге и вышло.
В таких случаях люди пытаются сориентироваться в бурном потоке и уже не так верят прежним авторитетам, потому что эти авторитеты с их точки зрения «облажались». И Коммунистическая партия и доктора всяких наук. Ну, раз всё посыпалось… И тогда на сцену нахрапом вылезают люди, предлагающие какие-то иные пути. Им верят.
Помимо Кашпировского ведь были и другие. Например, Алан Чумак. Это выглядит странно, ведь тогда всех одинаково и достаточно жестко учили абсолютно атеистической картине мира в школах, но в итоге многие бросились к таким вот «учителям». А потом ещё появилась МММ и оказалось, что и математике людей учили так себе.
«СП»: Видимо, это всё не столько про знания, сколько про ощущения, предчувствие…
— Люди сейчас понимают, что грядут некие глобальные сдвиги. Про планы на будущее у нас ведь практически не говорят. Чего ждать — непонятно. И многие предполагают, догадываются, что ничего хорошего не будет. Часть истеблишмента погрязла в разных делишках. Взгляните на Минобороны. Поэтому люди ищут новые незапятнанные авторитеты.
При этом для многих Кашпировский — не новый авторитет, а прежний, он известен давно. Фигура-мем. Даже молодёжь и люди среднего возраста помнят, что он кого-то лечил и наверное может лечить сейчас. Кашпировский — кто-то вроде Иосифа Кобзона. Он — альтернативный авторитет. Когда рушатся устои, могут расти разного рода секты.
Публицист, литературный критик Андрей Рудалёв рассматривает явление Кашпировского как признак деградации российской культуры.
— О сеансах Кашпировского отлично написано в книге Эдуарда Лимонова «Иностранец в смутное время», где сказано про «стыдность, достойную слаборазвитой африканской страны». Цитирую: «Почему они, столпившиеся на сцене и сидящие сейчас перед ящиком, миллионы, верят во все это унизительное для великой страны мракобесие?.. Они же мой народ, они должны быть лучше всех, чтоб я ими гордился, а они такие глупые пейзане!».
И вот сейчас подобную «мумбу-юмбу» пытаются вернуть. Эта стыдность прогрессирует, демонстрируя разорванность нашего сознания: Россия вошла в эпоху своего нового эпоса, а в стране набирает обороты дикий балаган и постыдный маскарад, который тянет её на дно. В стране принимают Стратегию государственной культурной политики, а публично заигрывают с тенями экстрасенсов и носят на руках всяческих смехачей.
«СП»: То есть стратегия всё-таки есть…
— С отечественной культурой всё не так просто. 24 февраля 2022 года наступил момент истины, когда мы все увидели, что культура в России по большей части не со своей страной, не с её народом, не с воинством. Она предельно отчуждена и покрыла себя позором черного квадрата на аватарках.
Постсоветская культурная политика, работающая по стандартам культурного манифеста октября 93-го «Раздавить гадину!», сделала свое дело.
Это умножилось на культ барыша и поклонение свету западных истин. Вот тот припев Инстасамки «за деньги да» — как раз об этом. Это апофеоз нашего культурного делания, его плоды. Процесс оздоровления или возвращения блудной культуры тоже идет очень тяжко. Инерционные силы делают все, чтобы не открывать глаза на реальность и не вылезать из комфортной норы. Есть и конъюнктура, которую необходимо оседлать, а это опять же про бабки. Поэтому и профанируется всё и вся.
Один из ярких примеров: проведенный недавно в Казани форум под громким названием «Литературный БРИКС». Но из громкого и злободневного там по факту была лишь обертка, а в реальности — все предельно абстрагировано от происходящих событий. То есть фига везде и во всем так и топорщится. Ещё бы: все те деятели, которые десятилетиями рулили литературой и загоняли ее в положение ниже плинтуса, пребывают на своих местах и в ус не дуют. И так во всех культурных сферах.
«СП»: Инженеры человеческих душ… Писатели и экстрасенсы теперь занимаются одним делом?
— Фига эта чувствует себя достаточно вольготно. Она понимает, что сейчас действует установка, чтобы максимально не травмировать общество, уберечь его от тягостных переживаний, сомнений и опасений. Погружают в особый кокон, где «всё хорошо, прекрасная маркиза», а все бури где-то на дальней периферии, о них лучше не париться. Работает установка не на мобилизацию и преображение общества, а на создание иллюзии благополучия и стабильности.
Так вылезла тень перестроечного гуру Кашпировского, который, как оказалось, живее всех живых. В конце восьмидесятых он давал установки обществу, вводил огромные массы в транс, становясь их поводырем, а в это время людей обводили вокруг пальца. Видимо, теперь следует ожидать массированного пришествия инопланетян, йети, барабашек, а самой востребованной на рынке станет бумажка парапсихолога. Бесконечное шоу живых мертвецов или мракобесие.