Литовский экс-министр «оцепенел» от слов своего сменщика о русской культуре
Неадекватными назвал попытки полностью отменить русскую культуру в Литве министр культуры в новом правительстве этой балтийской республики Шарунас Бирутис. По его мнению, политикам «не следует так поступать».
- Advertisement -
«В Литве проживает много людей русской национальности. Это совершенно естественно. Они граждане Литвы и, скорее всего, лояльны Литве как своей Родине. Поэтому сразу заклеймить национальность и их культуру, я считаю, совершенно неправильно, неадекватно, и политики не должны так поступать», — заявил Бирутис в интервью агентству ELTA.
Он так же отметил, что на протяжении тысячелетий литовцы и русские были соседями и, «вероятно, останутся ими в будущей».
Звучит неожиданно, учитывая, что бескомпромиссную борьбу с «тлетворным влиянием» русской культуры на тонкие души жителей Литвы Вильнюс ведет не первый год.
Например, Литовский национальный театр оперы и балета исключил из репертуара все постановки на музыку русских композиторов, включая балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Петра Чайковского, а также «Ромео и Джульетту» и «Золушку» Сергея Прокофьева.
В «черном списке», т.е. культурными персонами нон грата на любой концертной сцене в стране, сегодня являются Академический ансамбль песни и пляски имени Александрова, директор Большого театра, дирижёр Валерий Гергиев, Олег Газманов, Михаил Шуфутинский, Филипп Киркоров, Хабиб Шарипов и даже Наташа Королева.
Прежний министр культуры Литвы Симонас Кайрис (к слову, объявлен в розыск МВД РФ за уничтожение памятников советским воинам) в начале прошлого года заявил, что Россия якобы использует культуру «как оружие», поэтому Литве необходим «ментальный карантин» и дистанцирование от русского искусства. Он назвал такой подход «отличным способом выразить солидарность с Украиной».
Суждения Бирутиса о том, что неправильно клеймить национальность и отказываться от русской культуры заставили Кайриса, по его собственному признанию, «оцепенеть». Новый министр, как он считает, либо не понимает текущего политического контекста, либо придерживается устаревших взглядов, характерных для периода 2012−2016 годов.
«Подобные мысли совершенно не созвучны жизни страны, настроению и тому подобное», — сказал Кайрис.
Он отметил, что слова Бирутиса — это официальная позиция из уст чиновника, которая может оказаться в «российской пропаганде» и нанести ущерб имиджу Литвы в глазах союзников. По его мнению, властям стоит сосредоточиться на поддержке культурного обмена с такими партнерами по региону, как страны Балтии, Германия, Польша и Скандинавия, «вместо того чтобы погружаться в ностальгию по русскому искусству».
На самом деле Кайрис зря так разволновался. В том, что сказал его сменщик, нет ничего крамольного с точки зрения общего тренда на тотальную русофобию литовского руководства везде и во всем. Он просто не стал кричать о волчьих билетах для всех российских артистов, а выразился дипломатично — мол, каждый артист из России, приезжающий с гастролями в Литву, должен оцениваться индивидуально.
«Нужно различать тех, кто поддерживает режим и абсолютно ему лоялен, и тех, кто покинул пределы России и сопротивляется — они тоже являются представителями русской культуры. Нельзя всех равнять под одну гребенку», — пояснил Бирутис.
Понять нетрудно, кто же с новым министров культуры для Литвы остается желанным гостем, а кто «оружием Кремля». Принцип отбора не изменился.
Все это дико, конечно, поскольку своими запретами они, прежде всего, себя делают бедней и примитивней.
А мы, со своей стороны, будем помнить чудесные фильмы, снятые в советское время на Литовской киностудии: «Никто не хотел умирать», «Это сладкое слово — свобода!», «Богач, бедняк…», «Смок и Малыш», «Девочка и эхо», «Приключения Калле-сыщика». И любимых литовских актеров: Регимантаса Адомайтиса, Эве Киви, Юозаса Киселюса, Донатаса Баниониса, Альгимантаса Масюлиса, Юозаса Будрайтис, Нийоле Ожелите и еще многих других — не забудем.
Прокомментировать заявление нового литовского министра культуры «СП» попросила эксперта по странам Балтии, обозревателя МИА «Россия сегодня» Алексея Стефанова:
— Я бы не сказал, что это какая-то смена курса и, тем более, возврат к нормальным добрососедским отношениям. С другой стороны, после парламентских выборов в октябре поменялась руководящая роль партии.
Консерваторов-«ландсбергистов», как их называют, которые много лет стояли у руля, скинули. И, возможно, есть какая-то установка показать другое отношение, в том числе к своим гражданам.
Напомню, что Литва, в отличие от Латвии и Эстонии, в 1991 году всем жителям страны дала гражданство — т.е., кто хотел, тот мог его получить. Она изначально лояльнее отнеслась к проживающим на ее территории нелитовцам и предложила им стать своими гражданами. И это сработало.
У меня есть много знакомых и даже друзей среди русских литовцев, как их можно назвать, которые интегрировались в местное общество и выучили язык, что называется, на твердую пятерку. В общем, абсолютно слились в этой массе.
Понятно, что какие-то политические или руководящие посты русским, даже с хорошим знанием языка и пролитовски настроенным, не доверяли. Но в то же время эти люди были своими.
Однако в какой-то момент, наверное, после 24 февраля 2022 года, руководство страны решило расправиться даже с ними. И, по факту, вот этими русофобскими лозунгами, отменой русской культуры и всего русского ударило по своим же гражданам — русским литовцам.
Поэтому, возможно, слова нового министра — это, в определенной смысле, какой-то новый курс. Но такой очень легкий… Не на дружбу с Россией. А именно на то, чтобы показать так называемому «национальному меньшинству» — русским литовцам: «ребята, наши предшественники погорячились, фактически отвернулись от вас. Мы возвращаемся, вы — наши. Но вы должны быть все равно абсолютно лояльны власти и стране».
Так что сильно хлопать в ладоши и радоваться не стоит. Но курс достаточно неожиданный. И он, конечно, очень сильно удивит (наверное, уже удивил) латышей и эстонцев.
«СП»: Но это не значит, что российские артисты больше не в опале и могут свободно приезжать в Литву с концертами?
— Нет, здесь ничего не поменялось. Скорей, имеется в виду отмена русской культуры внутри страны — условно, Пушкина, Лермонтова, Достоевского… Возможно, и русская классика вернется в театры.
Но только в том случае, если сейчас этого министра не заклюют и не лишат должности. Если это была его личная инициатива, если он по своему какому-то внутреннему чувству это высказал, то мы увидим отставку несостоявшегося министра.
«СП»: Владимир Путин ранее назвал дураками тех, кто «отменяет» русскую культуру, потому что они таким образом лишают себя части мировой культуры. Но почему такая простая истина многим, в той же Литве, теперь недоступна?
— А ведь совсем недавно — напомню — и театр им Вахтангова и театр им. Маяковского в Москве были фактически литовскими театрами. Художественными руководителями там на протяжении довольно долгого времени работали литовцы Римас Туминас и Миндаугас Карбаускис. Причем, если не брать артистов, то все остальные специалисты — хореографы, сценографы и т. д, задействованные в создании спектаклей, это были люди с гражданством Литвы.
У меня целая телефонная книжка с фамилиями этих людей, которые здесь работали и, кстати, очень тепло относились к России. Понятно, что после февраля все поменялось. Они сейчас в Литве, страдают от того, что уже не могут зарабатывать столько, сколько зарабатывали здесь. Римаса Туминаса, правда, уже нет в живых.
«СП»: А Литовская киностудия еще что-то снимает?
— Нет. Там какие-то продюсерские группы что-то делают, но это уже частная инициатива. Вообще, если какие-то фильмы в Прибалтике снимают, то это, как правило, группы, которые связаны с какими-то телевизионными компаниями. Просто продюсеры.
В Латвии лет 10−12 назад даже отстроили киногородок — «Синевилла» назывался. Но, насколько я понимаю, он уже тоже заброшен.