Малый бизнес приговорили к голодной смерти
«Льготные» кредиты малому и среднему бизнесу (МСБ), субсидируемые за счёт госбюджета, хотят отменить. Де-факто это уже сделано, ещё весной всякое финансирование экономики прекратилось, и сейчас чиновники хотят эту данность просто узаконить. Средства в казне есть, их щедрой рукой направляют на всевозможные бесполезные проекты, но использовать деньги с толком власти не желают.
Денег типа нет — чиновники не могут найти в госбюджете 370 млрд рублей на субсидирование ставки по льготным кредитам для малого и среднего бизнеса, в программе была заложена выдача 2 трлн рублей этих ссуд. То есть 60 млрд рублей в год — как бы большая проблема. Ключевая ставка растёт, программа становится всё дороже, поэтому всё прекращаем.
Одной рукой эта ставка задирается до небес, а другой рукой подписываются документы о невозможности выполнения важнейших экономических программ по той же самой причине.
По данным на 2022 год в секторе МСБ трудилось около 22 млн россиян, таковы официальные данные Социального фонда РФ. То есть 30% всего трудоспособного населения. Вот только итог их деятельности как-то не впечатляет.
«К сожалению, цифра доли малого бизнеса в нашем ВВП остается заколдованной. В 2021 году этот показатель составлял 20,3%, в 2020 году — 20,8%, в 2019 году — 20,7%, в 2018 — 20,4%. При этом Сбербанк видит потенциал как минимум двукратного роста доли малого и среднего бизнеса в ВВП России — до 40%. Для сравнения: в Китае доля МСБ между 60% и 70% ВВП, в США составляет около 60%, в Италии — больше 70%, в Финляндии — больше 60%», — считает глава Сбербанка Герман Греф.
При большом везении и наличии связей это самое «льготное» кредитование действительно до недавнего времени можно было получить. Но проблема ещё и в том, что программа уже фактически закрылась.
«Наша компания попадает в льготную категорию, в 2022 и позапрошлом годах мы пользовались пониженной ставкой по кредиту. У нас большая возобновляемая кредитная линия, проекты очень длительные, и это очень сильно влияет на рентабельность предприятия. Сейчас, с весны этого года, эта программа практически заглохла. Государство не дает денег. Программа формально есть, реально, чтобы банк выдал тебе льготный кредит, нужно, чтобы ему подтвердили лимит на тебя. А лимиты не подтверждают никому», — объясняет генеральный директор инженерной компании «Уралэнерготел» Алексей Бельский.
Если ещё точней, то все финансирование льготного кредитования МСБ перекрыли уже в конце марта, сразу после выборов. Поговорили про развитие экономики — и хватит.
Согласно действующим нормам малые предприятия — с доходом до 800 млн рублей в год и численностью работников до 100 человек. Средние — соответственно от 101 до 250 человек и до 2 млрд рублей. Дохода, а не прибыли! Ведь помимо доходов есть и расходы. Ремонтировала артель коттедж, получила на счёт, положим, пару миллионов рублей. Но при этом нужно платить зарплаты работникам, покупать ГСМ, инструменты и т. д. Азы экономики.
Установлены эти цифры почти десять лет назад, с тех пор всё кардинальным образом изменилось. Цены выросли в разы, и означенные выше показатели совсем не актуальны, нынче они просто нелепы. По-хорошему, цифры нужно ежегодно индексировать, но этого не делается. Намеренно. Тем самым от программы отсекается масса желающих. Дескать не соответствуют.
Точнее, отсекалась — программы больше нет и её собираются закрыть уже совершенно официально. Проблема найти финансирование? Отнюдь, на ту же культуру, то есть в никуда, ежегодно выделяются сотни миллиардов рублей. На поддержку пресловутых отечественных производителей не хотят давать ничего.
Ссуды под 9% годовых для малого бизнеса и под 7,5% для среднего — по мировым меркам это очень дорого, это грабеж. По российским же, когда кредиты выдаются по ставке около 30% годовых, это просто спасение. Но подобное врагам народа невыгодно, именно поэтому программу свернули. Просто чинуши наглухо перекрыли ручеёк финансирования, хотя де-юре наше государство вроде как пока ничего не отменяло.
«Во-первых, нужно перевести малый бизнес из налоговой фискальной категории в обычную и принять западные стандарты определения малого бизнеса. То, что у нас зовется сейчас малый и средний бизнес, на Западе и в развитых странах зовется соответственно микробизнес и малый бизнес.
Во-вторых, производящий малый бизнес, а не спекулятивный, нужно просто освободить от всех налогов вообще. Спекулятивный бизнес пусть платит налоги, здесь нет проблем.
В-третьих, ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, зафиксировав, что бедные люди налогов платить не должны, как во всем мире. Тогда у нас из тени сразу выйдет около 30 млн человек, которые там работают. Я думаю, около 20 млн человек выйдет в течение полугода.
Соответственно, эти люди начнут действовать свободно, это повысит деловую активность и здорово раскрепостит малый и средний бизнес, который в массе своей небогат", — ещё пять лет предлагал зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Однако ничего подобного не делается — напротив, давление на МСБ только усиливается. И планируемая отмена программы льготного кредитования составная часть этой политики. Ведь если позволить народу работать, то экономика России начнёт развиваться. А это недопустимо.