Никита Масленников: Минпромторг выдает лозунги, а по уму надо на нацпроекты посмотреть
России необходима новая полноценная индустриализация. Об этом громко заявил первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков в беседе с представителями СМИ.
Высокопоставленный чиновник пояснил, что суть промышленной политики заключается в достраивании тех критических производственных цепочек, которые нужны для обеспечения безопасности и роста благосостояния граждан. До 2022 года, по его словам, эта задача успешно решалась, поскольку Россия была полностью интегрирована в глобальный рынок и успешно замещала недостающие сегменты импортом.
«Но сейчас, в новых условиях, мы не можем себе такого позволить — уровень технологической самодостаточности должен быть другим. И для этого нужна полноценная новая индустриализация», — резюмировал Осьмаков.
При этом он подчеркнул, что важной её частью «новой индустриализации» будет являться запуск масштабных проектов, рассчитанных на 10−20 лет. Например, создание целых отраслей в радиоэлектронике, химии, станках, беспилотниках и так далее. Такие проекты, уточнил Осьмаков, будут далеко не всегда окупаемы для бизнеса, но несомненно значимы для технического суверенитета страны.
При слове «индустриализация» у нормального образованного человека перед глазами сразу встают картины эпохи раннего СССР: электрификация всей России, гигантские комсомольские стройки, заводы-гиганты, и, как итог, заслуженные лавры лидера мировой промышленности со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но способна ли «понятуть» столь масштабный проект развития своей экономики нынешняя Россия, хоть и являющаяся наследницей СССР?
Да и где гарантия, что уже через год-другой после старта этого проекта его не постигнет судьба печально известной «Стратегии-2020», которая прекрасно иллюстрирует собой тот факт, что обещать-то можно народу все, что угодно, а за десяток-другой лет и средства можно «эффективно освоить», и ответственности за это избежать?
А главное, хватит ли у России, находящейся под беспрецедентным в новейшей истории количеством международных санкций и втянутой в гибридную войну с Западом, на это денег?
— Главный вопрос тут не в том, найдутся ли у России силы и средства на эту «новую индустриализацию», а в том, чтобы понять — а что конкретно имеет в виду Минпромторг под этим понятием? — поделился с «СП» собственной точкой зрения на ситуацию в экономике РФ известный экономист Никита Масленников.
— Во-первых, у нас уже есть на сегодняшний день стратегия запуска в общей сложности более десятка национальных проектов по обеспечению технологического суверенитета России. Их заявленная задача — создать новую структуру экономики и промышленности в стране. И до 2030 года эти нацпроекты, в принципе, обеспечены достаточными источниками финансирования, включая льготное кредитование.
Пока что на них потрачено в общей сложности примерно 300 млрд из нескольких десятков триллионов рублей.
Во-вторых, прежде чем рассуждать о «новой индустриализации», необходимо понять, как и куда вообще движется весь мир. Не имея полного и достаточного представления об этом, действуя без оглядки на мировые рыночные тренды, мы сильно рискуем в итоге оказаться не в створе глобального технологического прогресса. Такого рода в ошибки в свое время допускали и в Советском Союзе, и в современной России.
Вне всякого сомнения, нам еще очень многое нужно сделать для технологической независимости страны. И в беспилотниках, и в радиоэлектронике, и в фармацевтике, и вообще в медицине. Только нужно делать это так, чтобы не скатиться в очередной раз в «изобретение велосипеда». Поэтому лично я отношусь очень осторожно к таким понятиям, как «новая индустриализация».
«СП»: Значит, «новая индустриализация» России не так уж и нужна? А что же тогда нужно?
— Нужно, прежде всего, оперировать более четкими и конкретизированными понятиями, а не «новой индустриализацией».
России нужна, в первую очередь, обновленная структура экономики в перспективе мирового глобального развития. Ей очень нужен тот же энергопереход, выход на другую энергоэффективность промышленности и другие, более экономные, энергоисточники.
А мы до сих пор дома свои толком не можем обеспечивать, несмотря на то, что соответствующие законы об энергосбережении и энергоэффективности приняли еще в 2008—2009 годах.
Вот и давайте смотреть конкретно, что там у нас с энергоэффективностью. Как у нас обстоят дела с ростом производительности труда. Давайте определять, где конкретно и чего именно нам не хватает в технологиях. Давайте выявлять, какие продукты и товары на надо создавать, чтобы на них был спрос даже через 15−20 лет.
Понятно, что у Минпромторга, тем более с новым руководителем во главе, есть желание что-то такое «судьбоносное» предложить. «Новая индустриализация» — звучит, конечно, хорошо.
Но я бы лично посоветовал не увлекаться новыми словами, а смотреть, где и какие структурные сдвиги есть, и в какую сторону. Если что-то не работает на рост, предположим, производительности труда, то к этому должны возникнуть большие вопросы. Если что-то не работает на энергосбережение — то же самое. Если что-то не работает через рост производительности труда на смягчение дефицита рабочей силы — аналогично.
Конечно же, еще надо очень внимательно смотреть на состав нацпроектов технологического суверенитета. Да, по направлениям все это хорошо и благоприятно смотрится, потому что это мировые тренды. Но есть большое опасение, что качество таких проектов, а главное — их количество, явно отстает от потребностей экономики и возможностей наших финансовых регуляторов.
Поэтому неплохо было бы взять несколько таких проектов, и, что называется, прямо здесь и сейчас провести их анализ на предмет каких-то огрехов, чтобы четко понимать, что мы получим в том или ином случае «на выходе».
Без всего этого рассуждения о «необходимости новой индустриализации» лично мне напоминают просто заполнение театральной паузы. Знаете, вот когда в масштабных сценах режиссеру надо просто создавать на сцене шум и гул толпы, актеры массовки обычно произносят одну и ту же фразу — «о чем говорить, когда не о чем говорить», только с разными интонациями. На выходе получается искомый шум.
Вот так, похоже, обстоит дело и с «новой индустриализацией». Такой, знаете ли, пиар. Пока просто рассуждают. Но вместо этого я лично посоветовал бы всем просто дождаться результатов нацпроектов по обеспечению технологического суверенитета.
Я надеюсь, что там будет много интересного, и уверен, Минпромторг найдет, как в их рамках проявить себя.
А еще лучше было бы взять любой такой проект, и внимательно посмотреть, а что же конкретно у нас получится с точки зрения производительности, снижения потребности в кадрах, энергосбережения, создания новых экспортных производства, выстраивания отношений с нашими дружественными партнерам. Вот это, мне кажется, было бы более понятно и близко народу, чем размытые рассуждения о «новой индустриализации».