Павел Селезнев: Евросоюз будет уничтожен, но страны вроде Венгрии и Словакии могут спастись
Европа будет расколота экономической политикой Дональда Трампа и втянута в торговую войну между США и КНР. Риск такого развития событий велик, поскольку в зависимости от интересов разных стран и отраслей ряд европейских компаний связаны с американским рынком, а другие — с китайским, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.
Трамп ранее не исключал введения 10−20%-ной пошлины на все товары из-за рубежа, что может повлиять на экспортно-зависимые отрасли и страны Европы. Список включает в том числе зеленые субсидии, предложенные еще администрацией Байдена, а также пошлины на сталь и алюминий.
Отношения ЕС и Китая уже стали достаточно напряженным, особенно после предложения Еврокомиссии (ЕК) ввести компенсационные пошлины на импорт электромобилей с аккумуляторными батареями (BEV) из КНР. Пекин ответил пошлинами на европейские бренди, что особенно сильно затронуло экспортный потенциал французского коньяка, передает Bloomberg.
— Трамп может заставить европейцев пойти на ограничения, которые он планирует ввести. Он будет требовать от ЕС всячески ограничивать торговлю с Китаем, что в принципе европейцы уже сами делают, но пока в умеренных масштабах, — подчеркивает доцент кафедры международной торговли ВАВТ Андрей Кушниренко.
«СП»: Пострадает ли автомобилестроение и химическая промышленность в Германии и Франции?
— Да, особенно первая отрасль, она получает много комплектующих из Китая. Не столько сами редкоземельные материалы, сколько микрочипы массового производства. Высокие технологии европейцы производят сами, а массовое производство деталей для автомобилей расположено в Китае и Южной Корее. На Тайване тоже, но он сосредоточен больше продвинутых схемах, чем на массовом производстве.
«СП»: Можно ожидать, что на фоне проблем с химической промышленностью Германия вернется к потреблению российского газа? И может ли наша страна выиграть от эскалации торговой войны?
— Они будут осторожнее относиться к вводу ограничений против российского СПГ, но вряд ли вернутся к нашему трубному газу. При этом маловероятно, что Россия выиграет от таких экономических конфликтов, потому что ограничения и барьеры на пути международной торговли приведут к замедлению развитию экономик участников торговой войны со всех сторон.
КНР — один из моторов глобального развития, его торможение приведет к замедлению роста общемировой экономики, а это снизит спрос на ресурсы, в том числе на российские, и уменьшит цены на них. Сам Китай будет потреблять меньше нефти из России или закупать ее дешевле. В такой ситуации мы вряд ли выиграем. Скорее будем проигрывать.
Дискуссию продолжает доктор политических наук, декан факультета Международных экономических отношений Финуниверситета Павел Селезнев.
— Учитывая ресурсный потенциал нашей страны и колоссальную потребность мировой экономики в энергоносителях, Россия никуда не пропадет с мирового рынка. Как только в Европе появится реальное понимание ситуации, к примеру, национально ориентированные власти европейских стран будут выторговывать себе преференции, как это уже сейчас делает Венгрия, то российские переговорные позиции станут гораздо прочнее.
Не могу утверждать, что наши энергоносители вернутся в Европу «в спокойном формате». Пока данные ресурсы идут через посредников, это дорого для европейского бизнеса.
Поскольку «Северные потоки» уничтожены, а фактор Украины (с проходящими через нее трубопроводами) высокорисковый, говорить, что энергоснабжение Европы со стороны России будет восстановлено в полном объеме в ближайшее время, мы не можем. Но рост числа национально ориентированных лидеров будет способствовать нахождению компромисса с Россией.
«СП»: Что США планируют сделать в отношении Европы?
— Вне зависимости от того, кто является президентом США, Байден или Трамп, на американскую внешнюю политику фигура главы государства никак не влияет стратегически. Линия остается прежней, могут быть лишь вариации и предпочтения во внешней политике. Цель США — экономическое уничтожение ЕС для того, чтобы продлить свое существование, к которому в Штатах привыкли. Они значительно больше импортируют, чем экспортируют. Привыкли брать у остального мира больше, чем отдают взамен. Так, торговый баланс США с 1976 года является дефицитным и сейчас находится на уровне $1,126 трлн (в торговле с Китаем дефицит достигает $284 млрд).
Таким образом, Вашингтон нацелен на устранение среднего класса в Европе, который там сформировался за годы безбедной жизни. Мы всегда ставили в пример богатеньких европейских пенсионеров, которые путешествуют по всему миру. Мечтали оказаться на их месте. Эта безоблачная жизнь заканчивается — сделано все, чтобы европейцы платили максимально высокую цену, в том числе и за американский СПГ — для этого уничтожены «Северные потоки».
Что касается противостояния США и Китая, то понятно, какую сторону выберет Европа. Брюссель проводит исключительно проамериканскую политику. Шансы спастись есть, если у национально ориентированных лидеров европейских стран, вроде Венгрии и Словакии, появится достаточно сил или амбиций.