Джо Байден выбрал республиканский путь развития

По уровню развития инфраструктуры США сейчас находятся на 13-м месте, объяснил президент необходимость инвестиций. Источник данных он не привел, но это соответствует расчетам экспертов Всемирного экономического форума. Согласно их рейтингу состояния инфраструктуры за 2019 год, лучше всего она развита в Сингапуре, за которым следуют Нидерланды, Китай, Швейцария и Япония. Опережают США и некоторые европейские страны, например Германия, Испания, Франция, Великобритания. 15 лет назад США были на пятом месте.

План предусматривает выделение $621 млрд на модернизацию транспортной инфраструктуры, $400 млрд — на поддержку пожилых людей и инвалидов, $300 млрд — на поддержку промышленного сектора, $213 млрд — на ремонт и строительство доступного жилья и $100 млрд — на развитие сетей широкополосной связи. «Такая инвестиция случается раз в поколение, такого мы не видели и не делали со времени создания системы межштатных автомагистралей или космической гонки», — заявил Байден. Это самая большая программа со времен Второй мировой войны, она создаст миллионы рабочих мест, причем высокооплачиваемых, не скупился на обещания президент: «Экономика вырастет, сделает нас более конкурентоспособными в мире, защитит национальные интересы и позволит нам обойти Китай в конкурентной гонке».

Читайте на РБК Pro

Джо Байден выбрал республиканский путь развития
«Вы нам не подходите». Как эффективно спорить на собеседовании

Джо Байден выбрал республиканский путь развития
Основатель «ВкусВилл»: если сотрудник не ошибается, его надо уволить

Джо Байден выбрал республиканский путь развития
Проблемы из хлопка: как H&M столкнулся с бойкотом в Китае

Джо Байден выбрал республиканский путь развития
Какие жесты выдадут вашу неуверенность на собеседовании и перед коллегам

Детали плана станут известны только после того, как американский лидер передаст его на рассмотрение и утверждение в конгресс. Но из речи Байдена ясны следующие намерения администрации:

модернизировать 20 тыс. миль (32 тыс. км) шоссе, дорог, улиц, которые сейчас находятся в плохом состоянии;
отремонтировать десять самых значимых с экономической точки зрения мостов, которые в этом нуждаются (их перечня пока нет, но, по словам лидера республиканцев в сенате Митча Маконелла, он был бы удивлен, если бы в нем не оказался мост на реке Огайо, соединяющий Цинциннати (штат Огайо) и Ковингтон (штат Кентукки). Ежедневно по мосту перевозят грузы на $1 млрд, он является частью торгового коридора от Майами до Мичигана);
отремонтировать еще 10 тыс. мостов, которые помогут разгрузить движение, обеспечат доступ в том числе к местам проживания коренных народов;
проложить новые железнодорожные линии, построить пересадочные пункты, которые помогут сократить время в пути, снизят загрязнение окружающей среды, обеспечат инвестиции в труднодоступные районы;
установить 500 тыс. станций для зарядки электромобилей, предусмотрено также «пересаживание» федеральных служащих, например почтовых, на электромобили;
заменить свинцовые водопроводные трубы в 10 млн домов и 400 тыс. школ;
создать инфраструктуру для высокоскоростного доступа в интернет (сейчас его по всей стране нет, в том числе в 35% сельской Америки).

Все материалы для реализации плана Байден предлагает закупать в США. По подсчетам его администрации, выполнение плана за четыре года создаст 18 млн рабочих мест.

Что говорят критики плана

В своей речи в Питтсбурге президент объявил, что предлагает повысить налог на прибыль корпораций до 28%. При правлении Дональда Трампа этот налог был понижен с 35 до 21%, напомнил Байден. Также он предлагает изменить систему налогообложения компаний. В 2019 году, по его словам, выяснилось, что 91 фигурант списка 500 компаний Fortune использовал различные лазейки и не платил ни цента в федеральный бюджет. «Я не хочу их наказывать, но это просто неправильно. Семья пожарного и учительницы платит 22%, а Amazon и 90 других — ноль федеральных налогов», — описал проблему Байден.

Многие эксперты согласны с тем, что значительные инвестиции в дороги и мосты необходимы для благополучия страны, но многих удивило, что, согласно плану модернизации инфраструктуры, собственно на нее предлагается потратить лишь 5% всех средств, пишет The Washington Post. Около 20% предлагается использовать на помощь пожилым за счет строительства специализированных центров и обеспечения надомной помощи, а еще 13% — на «зеленую» энергетику. Такая разнонаправленность может негативно сказатьcя на перспективах плана в конгрессе, в котором у демократов преимущество в нижней палате, а в верхней — почти полный паритет с республиканцами.

Как пишет Wall Street Journal, повышение налогов приведет к спаду инвестиций, неизбежно и хотя бы временное увеличение госдолга. К тому же реализация плана не позволит кардинально изменить траекторию экономического роста, полагают эксперты. «Это же не постоянное увеличение расходов, а вот доходы будут постоянными. Если смотреть на все 15 лет, то к увеличению госдолга это не приведет», — не согласен с этой точкой зрения Джоэль Фридман, вице-президент негосударственного Center on Budget and Policy Priorities (цитата по The Washington Post).

Торговая палата в среду заявила, что она в целом поддерживает план, но предлагает его финансировать не исключительно за счет корпораций, а, например, за счет топливного налога. Представитель палаты Нил Брэдли выразил уверенность, что повышение налогов замедлит восстановление экономики и подорвет возможность США конкурировать на мировом уровне.

Подход Байдена значительно отличается от подхода его предшественника. В 2017 году Трамп и законодатели сократили налоги на корпорации и на прибыль, предположив, что высвободившиеся средства компании потратят на расширение и модернизацию; президент-демократ, напротив, уверен, что только наращивание расходов за счет корпораций и государственных программ развития может обеспечить экономический рост, отмечает The New York Times.

План Байдена ожидают ожесточенные споры в конгрессе. Критиковать его будут в первую очередь представители Республиканской партии (сенатор Роб Портман уже назвал повышение налогов неправильным путем). Причем Байден, представляя план, отмечал, что в прошлом главными энтузиастами инвестиций в инфраструктуру были президенты-республиканцы: «Авраам Линкольн построил транснациональную железную дорогу. Дуайт Эйзенхауэр — систему межштатных магистралей». Но есть недовольные и среди демократов — например, сенаторам Берни Сандерсу и Элизабет Уоррен предложения Байдена кажутся недостаточными. Об этом же заявила и одна из самых известных представителей молодых демократов — Александра Окасио-Кортес. «Этого мало. Важен контекст, $2,25 трлн предлагают тратить десять лет, хотя до этого на меры по борьбе с COVID-19 одобрили выделение $1,9 трлн в год», — утверждает она (цитата по The Hill).

Автор

Джо Байден выбрал республиканский путь развития

Полина Химшиашвили

Источник: rbc.ru

Добавить комментарий

*

20 − одиннадцать =