Business is booming.

Прогрессивный налог. Олигархи начинают торг: «22% – это очень много, хватит и 18%»

0 0

Прогрессивный налог. Олигархи начинают торг: «22% - это очень много, хватит и 18%»

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин призвал российские власти ограничить размер ставок планируемого к введению прогрессивного налога на доходы физических лиц максимальной планкой в 18%, а также рассмотреть возможность сокращения самого количества ступеней этой прогрессии.

- Advertisement -

В целом, подчеркнул он, сам вопрос о введении прогрессивной шкалы налога на доходы в обществе давно назрел. Такой подход отражает запрос граждан на социальную справедливость — всем очевидно, что те, кто имеет более высокие доходы, должен платить больше. Однако предложенная российским Минфином пятиступенчатая шкала налогов может стать причиной ухода богатых в серую зону и увеличить нагрузку на средний класс — инженеров и высококвалифицированных рабочих.

Чтобы это не произошло, считает Александр Шохин, надо упростить предложенную фискалами схему до следующих значений:

— налог 13% взимать с граждан при доходах до 5 млн руб в год (Минфин предлагает доход до 2,4 млн рублей в год оставить с налогом в 13%, а доход от 2,4 до 5 млн рублей обложить налогом в 15%);

— налог в 15% взимать при доходах от 5 млн до 50 млн руб в год (по версии Минфина доход в 5−20 млн рублей следует обложить налогом в 18%, а в 20−50 млн рублей налогом в 20%);

— налог в 18% взимать при доходах свыше 50 млн руб в год (Минфин предлагает распространить на эти доходы максимальную ставку в 22%).

«Не очевидно, что нужно делать такую длинную шкалу ставок и более радикально повышать ставку НДФЛ до 22%. Такая длинная шкала с достаточно высокой предельной ставкой будет способствовать усложнению администрирования и уходу граждан с высокими доходами в серую зону, что приведет к размытию налоговой базы», — резюмировал Александр Шохин.

Есть ли в рассуждении главы РСПП здравое рациональное зерно? Или мы сейчас наблюдаем банальный торг олигархов с правительством, завернутый в красивую обертку «заботы о социальной справедливости»?

— Для меня лично немного странновато выглядит выступление РСПП, потому что Союз имел возможность внести свои предложения еще до даже до того, как начали проводится слушания по эаконопроекту о введении шкалы прогрессивного налога, — высказал свое мнение на этот счет экономист Никита Масленников.

— Впрочем, я не думаю, что мы наблюдем «торг за проценты» в чистом виде. Все-таки в предложении РСПП есть определенные резоны. Да, вопрос по налогам, судя по всему, сложился и назрел, общество требует социальной справедливости. Но нужно еще раз оценить и взвесить риски этой новой налоговой шкалы.

«СП»: В чем они состоят?

— Прежде всего надо понимать, что даже в привычной налоговой системе практически пятая часть всех налоговых поступлений — 19% – приходилась на 0,3% населения России. Это не то, чтобы довод в пользу нынешней позиции РСПП, но повод по крайней мере серьезно задуматься над рисками, которые могут возникнуть в первый же год действия этой новой прогрессивной налоговой шкалы, раз уж мы решили наконец ее вводить.

Первый риск состоит в том, что предприниматели могут начать снижать официальные заработные платы своим работникам, чтобы подстроиться под новые рамки налогообложения. Если они выплачивают зарплаты свыше 2,4 млн рублей в год, у них, естественно, от этих объемов зависят социальные взносы и отчисления. А платить-то, по идее, должны больше, потому что у нас дефицит на рынке труда и конкурентная борьба за квалифицированных специалистов. А тут налоговая шкала в теории может подталкивать к занижению выплат и введение других простейших серых схем, что отразиться на конкретных занятых гражданах.

Второй риск заключается в компенсации различных социальных пакетов и развитии корпоративных пенсий. Эти компенсации вполне логичны, но понять, насколько налоговые вычеты при новой прогрессивной шкале налогообложения будут эти меры социальной поддержки стимулировать, пока затруднительно. А ведь нам для развития требуются инвестиции не только в производственные процессы и технологии, но и в человеческий капитал.

Третий риск заключается в том, что, на мой взгляд, честно говоря, предлагаемая властями прогрессивная налоговая шкала не слишком-то располагает к вложениям в ценные бумаги и фондовый рынок. Те, у кого доходы от подобных вложений превышают отметку в 2,4 млн рублей в год, автоматически попадают на более высокую налоговую ставку. При не слишком пока четко прописанных других инвестиционных стимулов это может привести к сокращению дивидендных выплат. Зачем инвесторам при существующих раскладах вообще вкладываться, если существует такой риск?

Все эти риски, конечно, не напрямую связаны с обсуждаемой прогрессивной шкалой налогообложения, но косвенно зависят от нее. И заявления РСПП продиктованы, как мне думается, именно стремлением найти некий баланс между интересами работников и работодателей. Тем более что законопроект только еще обсуждается, и многие рисковые моменты вполне могут быть убраны прямо на старте.

«СП»: То есть существует вероятность того, что к моменту окончательного принятия и вступления в силу законопроекта о прогрессивной шкале налогообложения конкретные размеры ставок и порогов могут заметно поменяться?

— Мне лично кажется, что такое вряд ли произойдет. Слишком уж со всех сторон высказывается много одобрения этому шагу монетарных властей. А главное — высказывается аргумент, что при введении в действие новой прогрессивной шкалы налогообложения не произойдет никаких социальных «взрывов», хотя бы отдаленно приближающихся по градусу своего накала к общественному недовольству после повышения возраста выхода на пенсию. Реакция обещает быть спокойной, без существенных всплесков. А раз так, по существенно перекраивать предложенную шкалу вряд ли кто-то будет

Однако, несмотря на это, озаботиться существующими потенциальными рисками при введении нового налога на доходы физлиц все же стоит. Медианное значение размера существующей инфляции к 14% подберется где-то к 2026 году, а налоговая система останется незыблемой до 2030, предложение существенно отстает от спроса.

В такой ситуации качественные вещи, которые гражданам необходимы, не станут им широко доступны. И при том, что большинство предпринимателей могут начать удерживать зарплаты граждан в нижнем диапазоне шкалы, я не исключаю, что нижний «порог отсечения» может повыситься, скажем, до уровня в пять миллионов рублей в год.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.