Business is booming.

Производство и экспорт бензина растут, но ценники на заправках этого не замечают

0 3

Производство и экспорт бензина растут, но ценники на заправках этого не замечают

С начала нынешнего года экспорт российского бензина увеличился почти на 40%, примерно до 1,8 млн тонн, несмотря на европейские санкции и ценовые ограничения, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, знакомые со статистикой.

- Advertisement -

По данным издания, производство топлива за указанный период выросло на 5% – до 11,8 млн тонн, а его запасы на НПЗ и нефтебазах составляют более 2 млн тонн. В материале также указывается, что стоимость бензина на биржах с прошлой недели снова стала расти, в то время до этого падала по причине его избытка.

Как сообщает Reuters, российский экспорт бензина в первом квартале текущего года вырос благодаря поставкам в страны Африки, на черный континент поставлено 812 тысяч тонн. Лидерами африканского направления стали Нигерия, Ливия, Тунис — причем на первую из них приходится 488 тысяч тонн.

В марте, когда перед российскими нефтеперерабатывающими заводами появились сложности с реализацией своей продукции на внешнем рынке, прежде всего в ЕС, они стали перенаправлять экспортные потоки в другие страны — в Азию и Африку. Как заявил в конце марта вице-премьер РФ Александр Новак, «большинство наших энергетических ресурсов было переориентировано на другие рынки … дружественных стран». Кстати, поставки сырой нефти в Индию в марте установили рекорд, составив 1,64 млн баррелей в день. Это позволило России на протяжении полугода оставаться крупнейшим поставщиком нефти в Индию.

Если же говорить о стоимости топлива в самой России, то средняя цена на бензин к началу апреля, по данным Роосстата, составляла 50,9 рубля, на дизельное топливо — 58,3 рубля.

Как известно, потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты Евросоюз и страны-члены G7 ввели с 5 февраля. Он составляет 100 долларов за для бензина и дизельного топлива за баррель и 45 долларов за баррель для нафты и темных нефтепродуктов. Введенные ограничения запрещают судовладельцам и страховым компаниям оказывать услуги по транспортировке данной категории товаров из России по контрактам, не предусматривающим данный ценовой потолок.

Главный редактор сайта «Геоэнергетика.Инфо» Борис Марцинкевич указывает, что с апреля прошлого года данных об экспорте бензина в открытых источниках не появляется, поэтому проверить информацию «Коммерсанта» официальными данными довольно сложно.

— Сильно подозреваю, что в министерстве энергетики на подобный запрос СМИ могут не ответить. Скажем, объем поставок нашего газа упал после подрыва «Северного потока», встречных санкций, касающихся поставкам по магистрали Ямал-Европа и ополовиненных поставок по ГТС Украины. По бензину этого не наблюдается. Судя по тому, что переработка нефти у нас не падает, переориентация экспортных потоков в этом направлении у нас произошла. В пользу этого свидетельствуют объективные показатели. Что касается географии поставок, то для подтверждения повышения роли африканского направления следует дождаться данных от таможенных органов государств, получающих топливо.

«СП»: Вопрос, который, надо полагать, давно задают миллионы наших сограждан. Почему при росте нефтепереработки и экспорта топлива не снижается стоимость бензина на заправках?

— Цены повышаются, поскольку это политика правительства Российской Федерации. С 2015 года кабмин проводит так называемый налоговый маневр, одобренный обеими палатами нашего парламента. Ежегодно увеличивается ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефтепродуктов и ежегодно снижается экспортная пошлина на них. Повышение НДПИ наши нефтеперерабатывающие компании рассматривают как рост себестоимости. Такова политика правительства страны. Это совершенно железобетонно и отменять эту практику никто не собирается, поскольку последние дискуссии на эту тему были в 2015 году, перед ее принятием. Напомню, что в стоимости топлива на АЗС порядка 70% – наши налоги: акцизы, НДПИ и так далее. Как и в былые времена, нефтянка выдавливается наизнанку по неизвестным для меня причинам. Напомню, что для получения разрешения на экспорт сырой нефти наши компании обязаны показывать переработку на уровне Е5. Сейчас собираются вводить еще и Е6, но никто не спрашивает, сколько это будет стоить. При этом для аграрного сектора право на экспорт зерна никак не связано с переработкой зерна в муку или, скажем, производством макарон. То есть, в АПК можно вывозить зерно при минимальном объеме переработки. Думается, логично было ввести установленные нормы для всех. Скажем, запрещен экспорт круглого леса — абсолютно разумное решение. Если бы существовали общие правила, можно было бы говорить о снижении налога на нефть в плане нефтепереработки. Но чего нет, того нет.

Как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в целом данным «Коммерсанта» можно доверять.

— Россия уже много лет экспортирует нефтепродукты — главным образом дизель, мазут, а также нафту, бензина было значительно меньше. Сейчас поставки увеличились, но не радикально. Здесь, скорее, имеет место нормализация ситуации — Россия ищет новые рынки сбыта. Раньше мы ориентировались на Европу, поэтому уделяли большое внимание поставкам дизеля — на этом рынке он требовался для автомобилей. Сейчас мы подстраиваемся под другие рынки нефтепродуктов, поскольку там требуется больше бензина, то наши компании делают упор именно на него.

«СП»: Одним из новых рынков, судя по всему, для нас является Африка.

— Это действительно так. Раньше мы туда почти ничего из нефтепродуктов не поставляли, но в последнее время объемы экспорта на Черный континент растут. Там потребители делятся на два типа. Первый — это север Африки, включающий Алжир, Марокко, Египет, у которых имеются свои НПЗ. Они видят, как зарабатывает Индия, покупающая российскую нефть и перерабатывающая ее, после чего отправляя топливо в ту же Европу. Аналогичным образом поступают ближневосточные и североафриканские страны-производители нефти, закупающие российскую нефтепродукты и потребляющие ее на внутреннем рынке, а собственные отправляют на экспорт. Тем более, что у них там довольно удобное транспортное плечо для поставок в Европу. Второй тип покупателей — страны, которым требуется готовое топливо для внутреннего рынка. У них есть спрос на бензин, дизель, но нет собственной нефтепереработки. Вообще в Африке не так много НПЗ. Дело в том, что многие годы западные, китайские компании добывали там нефть, но не стремились строить там НПЗ, потому что она требовалась для их собственных рынков.

«СП»: — Таких стран много?

— Их много, и требуется время, чтобы со всеми подписать соглашения. И выходить на африканский рынок нужно, хотя суммарно он не очень-то велик. Конечно, там не всегда просто работать, они не всегда любят оплачивать, пытаются организовать какие-то бартерные схемы. Но надо подстраиваться, искать в каждом случае выгодные варианты. Важно, конечно, не скатиться в политизацию и не копировать неудачный опыт советского периода, когда топливо поставлялось едва ли не бесплатно, потому что в какой-то стране были наши друзья. Они, конечно, наши друзья, но о собственных интересах забывать не следует.

«СП»: — Нет ли признаков того, что правительство нашей страны может пересмотреть практику налогового маневра, когда объемы экспорта нефти и нефтепродуктов не влияют на стоимость бензина на российских заправках?

— Пока такой вопрос никто не ставит, поскольку главное — заработать в рамках имеющейся системы. И стоит цель достижения показателей, заложенных в бюджете, не превысить те показатели дефицита, что были запланированы. А в дальнейшем, конечно, изменения налоговой системы потребуются. И на кардинальные меры не решаются — видимо, для того, чтобы позволить нефтяной отрасли приспособиться к новой ситуации в рамках действующей модели.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.