Business is booming.

С оглядкой на Януковича? К чему может привести отказ Грузии от вступления в Евросоюз

0 0

С оглядкой на Януковича? К чему может привести отказ Грузии от вступления в Евросоюз

Грузия приостанавливает переговоры о вступлении в ЕС до 2028 года, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе во время представления правительственной программы на утверждение парламенту. До этого же срока власти также отказываются от любых европейских грантов.

- Advertisement -

Педалирование этих переговоров стало, по словам главы правительства, инструментом для раскола общества. Однако Кобахидзе все же назвал государственной задачей войти в состав ЕС в 2030 году. Грузия, считает премьер, лучше других стран-кандидатов готова стать членом европейской семьи.

Хотя в Брюсселе еще летом заявили о приостановке процесса интеграции страны в ЕС. И не раз давали понять, что не планируют возобновлять переговоры до смены власти в Грузии. Так на что рассчитывают «мечтуны»?

Приведет ли отказ от «евроинтеграции» (если он будет реальным и окончательным) к сближению с Москвой? Кобахидзе заявил, что страна продолжит прагматичную политику в отношении России. Дескать, существуют «красные линии», которых Грузия будет придерживаться. То есть открывать «второй фронт», вводить санкции не будет. А дальше-то что?

— Грузинские общество осознало, что «евроинтеграция» это, скорее, некий эталон, который показывают всем желающим, «морковка перед носом ослика», которую используют с целью политической манипуляции, — убежден главный редактор ИА «Кавказский рубеж» Алексей Албу. — То, что произошло — лишь логическое завершение такого манипулятивного периода, когда грузинское правительство сказало: «Хватит!».

«СП»: В Тбилиси осознали то, о чем им в Брюсселе не раз говорили прямым текстом — что двери в ЕС для них закрыты?

— Осознали, прежде всего, что развитие государства и улучшение социальных стандартов жизни в стране не зависит от евроинтеграционных процессов.

«СП»: А означает ли это неизбежный разворот в сторону России? Кобахидзе заявил, что Грузия продолжит прагматичную политику. То есть все останется, как есть?

— Нет, это означает усиление прагматичного курса. Если какие-либо экономические проекты с Россией выгодны грузинскому народу, то почему бы их не реализовать?

«СП»: Что значат слова Кобахидзе о переходе на новый уровень развития за четыре года? За счет чего растет грузинский ВВП?

— Прежде всего, за счёт развития туристической, сельскохозяйственной и IT-отраслей. Неплохую динамику демонстрируют лёгкая промышленность и энергетический сектор.

«СП»: Готова ли Россия раскрыть объятия Грузии? Кто должен сделать первый шаг? Когда и при каких обстоятельствах, по-вашему, восстановятся дипотношения?

— Смотря что подразумевается под термином «раскрыть объятия». Россия надеется на развитие двусторонних отношений с большой перспективой, однако есть вопросы, по которым Москва твердо обозначила, что на уступки не пойдет. Это касается Южной Осетии и Абхазии. Россия не бросит эти республики, даже несмотря на ситуативную выгоду от взаимодействия с Тбилиси.

Грузинское общество само должно прийти к пониманию, что Абхазия и Южная Осетия не вернутся, и выстраивать равный диалог с этими республиками. Как только такое осознание произойдет, перед нашими четырьмя государствами откроются неимоверные перспективы.

— А что ещё оставалось делать грузинам? Убиться об Россию ради статуса кандидата в члены ЕС, как это сделала Украина? — иронизирует политолог Андрей Милюк. — Надо понимать, что власть в Грузии сейчас не у друзей России, но у прагматиков. Кобахидзе напрямую проговорил причины своего решения, и стоит верить, что ровно такими соображениями он и руководствовался. Грузию не ждут в ЕС, ей там не рады, а превращать страну в ещё один антироссийский фронт ради одобрительного кивка из Брюсселя — дураков нет.

Думаю, никто в мире не знает, что будет в 2028 году, тем более в 2030-м. Поэтому обещать своим избирателям можно всё что угодно. Если избавятся к тому времени от платных лифтов — уже будет неплохо.

России в любом случае не следует расслабляться. Унижение от Пятидневной войны там не забыто. Лишь пока русские сильны и могут принудить к миру, Грузия будет хорошим соседом.

— По всей видимости, в период действия нынешнего парламента до 2028 года каналы влияния Запада на Грузию будут перекрыты, а новые выборы, хотя загадывать на 4 года преждевременно, пройдут без участия европейских кукловодов, — считает доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.

— Проще говоря, Ираклий Кобахидзе отмел сотрудничество с европейцами на период своего нахождения у власти. При этом он не отказывается от европейского пути развития, что может быть чувствительно для некоторых сограждан, а откладывает его до 2030 года. Понятно, что в ответ европейцы отметут любые перспективы принятия Грузии в ЕС, но, получается, сделают это они, а не вновь избранный глава правительства.

Классическим стал пример Виктора Януковича, остановка которым евроинтеграции была воспринята многими как уничтожение в короткий период оставшегося президентского срока путей выстраивания сотрудничества с Западом. Вполне возможно, жонглирование Ираклия Кобахидзе датами призвано подпустить туману и дать надежду патриотам наряду с прозападными силами.

Помимо России рядом с Грузией есть Турция, чуть поодаль — Иран. Все эти соседи являются нашими партнерами. После Карабахской войны даже Азербайджан восстановил тесное сотрудничество с Россией. Если новый расклад сил в Грузии станет постоянным, безусловно, отношения с Россией будут восстановлены. На это влияет объективный расклад сил. Даже не столько политическая воля, которая, безусловно есть, сколько география.

— Очевидно, месседж грузинских властей адресован как внутренней, так и внешней аудитории. Он рассчитан на демонстрацию самостоятельной позиции Грузии в подходе к «евроинтеграции», фактического отказа от которой не происходит, — убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.

— При этом позиция премьера Грузии Кобахидзе выглядит более чем обоснованной и апеллирует к национальным интересам, что заслуживает уважения на фоне происходящего в современном мире процесса десуверенизации ряда государств.

Любопытно, что актуальная риторика грузинских властей, несмотря на то что вызывает недоумение, даже раздражение со стороны Европы и США, представляется весьма последовательной, развивая курс, заданный полемикой вокруг законопроекта об иноагентах.

Для Грузии демонстрация относительной самостоятельности в условиях глобального противостояния на фоне СВО и ее потенциальных политических и экономических последствий, контуры которых уже стали проявляться, гипотетически может повернуть ее в сторону России, однако, если это и произойдет, будет сопровождаться мощным противодействием.

Восстановления дипломатических отношений между Россией и Грузией исключать нельзя, тем более что Москва, согласно заявлениям МИДа РФ, готова идти по пути нормализации отношений с Тбилиси.

Однако в этом вопросе многое будет зависеть от позиции грузинской стороны, в том числе от того, что именно на практике будет вкладываться в понимание прагматизма, на основе которого официальный Тбилиси видит построение взаимодействия с Москвой.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.