В театре Сатиры открыли магическое казино и разоблачили аферу века
Для режиссерского дебюта в Московском академическом театре сатиры актер Альберт Хасиев выбрал одно из самых остросюжетных и популярных гоголевских произведений — комедию «Игроки». Постановка стала необычной интерпретацией классики с налетом современности.
В афише спектакль значится, как «трагикомедия», но на самом деле это остросюжетный детектив, где филигранно отточено каждое движение артистов, и даже декорации здесь носят смысловую нагрузку, которая подчас достигает эмоционального пика.
Так, огромных размеров сундук — словно кукольный домик или убежище от невзгод для главного героя, а большой черный стол на колесиках активно двигается по сцене, превращаясь то в изящный рояль, то в игровой стол казино и даже сцену-подиум.
Гоголь положил в пьесу реальные истории мошенничества банд карточных шулеров, широко распространившихся в Российской империи в XIX веке. Но она считается незаконченной, потому что автор писал ее обрывочно, а к моменту издания полного собрания и вовсе решил собрать текст из старых кусочков. Благодаря этому у режиссеров есть прекрасная возможность написать для нее свое, авторское завершение.
Уже в начале спектакля зрители погружаются в магию — под романс «В лунном сиянии», который исполняется тонким, жалобном голоском, через облачную завесу от дымовых пушек, средь зимнего пейзажа огромных окон-декораций, на сцену въезжает огромный сундук. Таинственная обстановка, как предисловие, предрекающее утопичность надвигающейся ситуации.
Из сундука, словно тряпичную куклу, достают Ихарева (Сергей Шнырёв), из-под него появляется верная спутница Ихарева — его бесценная карточная колода Аделаида Ивановна (Янина Студилина).
В ее изображении сочетается сразу целая гамма образов — от эффектной ассистентки фокусника до артистки цирка и оперной дивы, отвлекающей внимание зрителей, когда ее хозяин проводит свои манипуляции.
В спектакле подобралась прекрасная команда карточных шулеров — внушительный Швохнев (Игорь Лагутин), хитроумный Утешительный (Сергей Климов) и полковник без выправки Кругель (Кирилл Анисимов).
Хасиев больше года работал над спектаклем, и надо отметить, что эта постановка имеет свое лицо, свою историю, не похожую на другие. Придорожный трактир здесь вовсе и не трактир, а шикарный пятизвездочный отель с шикарными красными люстрами, а игровой стол обрамляют черные стулья, обитые красным бархатом. И только костюмы карточных игроков отсылают нас к произведению классика, в 19 век.
Но режиссер будто бы указывает на то, что ничего не меняется, меняются лишь только декорации.
«Игроки» — одна из немногих пьес в литературе, где вместе с главным героем обманывается читатель и зритель. Мы стараемся докопаться до той самой гоголевской фантасмагории, где есть место таинственности и некой чертовщине. И пытаемся достичь этого с помощью острого существования артистов, пластики, гротеска, буффонады и детектива, благодаря чему артисты ярко и остро раскрывают образы, обнажая подтексты, вторые планы своих персонажей", — отметил режиссер спектакля Альберт Хасиев.
Худрук театра Сатиры, народный артист России Евгений Герасимов на премьере сказал, что когда Альберт Хасиев поделился с ним идеей спектакля, то он сразу понял, что их ждет «яркая, интересная постановка, которая займет достойное место на театральной карте Москвы» — и он не ошибся.