Железные деньги: Вторчермет кует капитал в три смены
В России начался передел рынка металлолома — крупные холдинги собираются полностью выдавить с него «частников», после чего обвалить закупочные цены. Но только этим всё не ограничится: олигархические компании намерены полностью прикрыть торговлю подержанным металлом и изделиями из него, всё скупленное будет отправляться в переплавку, и никак не иначе. Таким образом миллиардеры намерены сильно увеличить свои прибыли, и попутно выполнить заказ западных «партнёров».
С 1 октября сего года лом чёрных и цветных металлов можно сдавать в пункты приёма только за безнал, средства вам обязаны перевести на банковскую карту. Таким образом власти, якобы, намерены бороться с неуплатой налогов и прочими «серыми схемами». Дескать, треть оборота — около 500 млрд рублей в год — осуществляются за наличные, и государству с этого ничего не перепадает. Как бы непорядок, нужно это исправить.
В частности, обязать физлиц платить налог от сдачи металлолома в размере 13% — как и на любые иные виды доходов. Правда, данная инициатива вряд ли встретит понимание у народа, часть которого буквально выживает за счёт сдачи металлолома — иных доходов нет, и не предвидится. Особенно в деревнях, откуда ушла жизнь. Люди рыщут по полям, выкапывают брошенные ещё в советские времена запчасти от сельхозтехники, остатки металлоконструкций, просто куски проволоки и арматуры. Всё это относится в пункты приёма — есть на что купить покушать.
«Большим „достижением“ Минфина выглядит нежелание огромных масс россиян платить обязательные соцвзносы», — говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Альтернатива — как их не платить — есть и будет. Пункты приёма, которые принадлежат непонятно кому, явно не собираются уходить от наличных, автор побывал на нескольких подобных «точках», где по-русски говорят не очень. О новом законе там слышали, но исполнять его не собираются. И уверены, что им ничего не грозит.
«Какой такой карта? Привози металл, платим наличные!.. Э, плевать я хотел на ваши законы. Ми тут уже четыре года работаем, всех знаем, нас не тронут, увидишь. Есть металл — вези, дэньги дадым», — весело вещал приёмщик, похожий на басмача из фильма «Белое солнце пустыни» (На Урале его вполне мог бы заменить классический браток из фильма «Жмурки»).
Эти дельцы даже и не думают скрываться. Деньги, да, у них есть, в том числе на взятки полиции и прочим госструктурам. Металл скупается и куда-то увозится.
«Меня уже предупредили на счёт безнала, буду думать, как дальше работать. Так как у меня и скупка, и продажа — уже отсортированного металла. Уголки, профильная труба, прочие нужные железки, всё намного дешевле, чем на металлобазе. Приезжие этим не занимаются, они просто скупают и куда-то всё увозят. А нам придётся худо», — говорит владелец пункта приёма металлолома Сергей (имя изменено).
Уменьшить оборот вторичного металла олигархическим компаниям очень выгодно, ведь тогда станут брать больше их товара. Но дело не только в этом: на пункты приёма попадает вполне годное к использованию и восстановлению оборудование, в том числе различные станки. А их в рамках деиндустриализации России накопилось навалом. Чем компании и занимаются — всё, что попало в их руки, идёт строго на переплавку. То есть сразу делается два дела — и увеличиваются прибыли, и исполняются заказы западных «партнёров».
Скупки, которыми владеют мутные личности, действительно, в основном работают на экспорт. «Чёрный», как несложно догадаться. Легальный квотируется, на второе полугодие 2023-го разрешили вывезти 600 тысяч тонн. Однако реально вывозится в разы больше, таможня даёт добро. Тех, кто не поделился, иногда ловят, но это случается нечасто — правила игры всем известны.
«Пока отрасль адаптируется к новым условиям, сбор металлолома может упасть в среднем на 10−15% уже в октябре», — считает директор «Руслома» Виктор Ковшевный.
То есть нелегальный вывоз металла вырастет на эти же 10−15%, а то и больше. Учитывая то, что культурные пункты приёма-сортировки-продажи металла вскоре могут позакрываться, произойдёт передел рынка. Где, с одной стороны, останутся точки, аффилированные с металлургическими концернами, а с другой — полукриминальные типы, которые никого не боятся.
Пока стоимость килограмма чермета на пунктах приёма составляет около 20 рублей, что будет дальше — непонятно. Однако чёткое разделение рынка на олигархическую и «инородную» части явно приведёт к снижению закупочных цен. Ибо монополия — это всегда диктат. За наличку будут покупать чуть дороже, а конторы Мордашова, Абрамовича, Лисина и Рашникова станут платить на карты. Но тоже недорого.
Металл продолжает за копейки утекать из России и возвращаться к нам обратно в виде готовых изделий. Экспорт лома чермета грозились запретить ещё в январе 2021-го — если внутренние цены на арматуру и прокат продолжат расти. Они продолжили, но никто ничего не запретил. На кону слишком большие деньги.
«Министерство строительства и ЖКХ России вновь наблюдает повышение цен на металл. Удорожание стройматериалов, в том числе и металла, является серьезной проблемой для строительной отрасли», — заявил на днях глава ведомства Ирек Файзуллин.
Весной сего года металлопрокат и арматура всего за месяц подорожали почти на 30%, тогда Минстрой направил по этому поводу бумагу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Но там «разбираются» до сих пор. Ровно как и в Минпромторге с запретом экспорта металлолома.
А сейчас олигархи от чермета пролоббировали новый закон, который ещё больше увеличит их прибыли. Строительная индустрия от этого, конечно, пострадает, но основная проблема не в ней — там и так все живут неплохо.
В отсутствии альтернативы в виде железок с пунктов приёма металла цены вырастут ещё сильней, а ФАС это опять не заметит. Металл станет и вовсе недоступен для населения, подорожает он и для предприятий. Что разрушит и так эфемерную рентабельность большинства обрабатывающих производств.