Российский океанолог рассказал про исследование глубоководного канала в Атлантике
Антарктические воды заполняют все котловины к востоку от США и охлаждают Гольфстрим
Глубоководный атлантический канал Видал (от англ. Vidal) впервые исследовали члены 94-й экспедиции научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» из Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН. Они вернулись в порт Калининграда 25 февраля после почти 3 месяцев пребывания в Атлантическом океане.
Глубоководный канал Видал (Vidal) представляет собой русло, проложенное по дну Атлантики за миллионы лет потоками холодной воды из Антарктиды. Его длина составляет 800 километров, ширина — 3 км, глубина 100-200 метров.
Часть антарктической воды попадает в соседний с Видалом тектонический разлом Вима, который имеет бОльшую ширину и глубину.
Канал был известен ученым и раньше, только гидрологических исследований Видала не проводилось. Российская экспедиция Института океанологии РАН сделала это первой.
– Никто не знал, что там происходит на глубине трех-четырех километров, – поясняет начальник 94-й экспедиции НИС «Академик Мстислав Келдыш», доктор физико-математических наук Евгений Морозов. – Канал Видал располагается к северу от Бразилии и к востоку от Антильских островов. По нему течет холодная вода, заполняя все глубоководные котловины к востоку от США. Дальше идет обмен – Гольфстрим уносит теплую воду от Флориды, из Мексиканского залива, а холодная вода Видала поднимается наверх, нагревается и дальше смешивается с Гольфстримом.
– Она охлаждает его теплые воды?
– Да, но насколько, пока не подсчитано. Для этого нам надо будет составить математические модели, в которые мы включим полученные в экспедиции данные.
После гидрологических исследований Видала работы продолжились в разломе Вима и завершились исследованием Северного экваториального течения. Учеными было установлено 125 станций зондирования, из них 78 глубоководных (на глубинах более 5000 метров).
Помимо измерений температуры, солености и скорости течения в районах исследования океанологи провели анализы растворенного кислорода, содержания силикатов и нитратов, кислотно-щелочного баланса, выполнили измерения, необходимые для определения оптических параметров и содержания хлорофилла, определили скорости течений.
Полученные результаты очень пригодятся исследователям при составлении глобальных моделей циркуляции мирового океана и для прогноза изменения климата.
Помимо Института океанологии в рейсе приняли участие сотрудники Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН и Института гидродинамики СО РАН.
Источник: www.mk.ru