Business is booming.

Вместо Boeing и Airbus России предлагают лапшу на уши

0 0

Вместо Boeing и Airbus России предлагают лапшу на уши

Россия совместно с Китаем разработает собственный дальнемагистральный самолет, его создание запланировано на 2028−2030 годы, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров интервью РИА Новости в преддверии ПМЭФ.

- Advertisement -

«С нашими партнерами из Китайской народной республики велась работа в части широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. С учетом всех вводных со стороны западных стран в наш двусторонний проект будут вноситься изменения. Будем продолжать работу с нашими партнерами, при этом мы не стоим на месте в отношении собственных разработок: НИЦ Институт имени Жуковского ведет работу по исследованию новых технологий и определению облика в рамках действующей научно-исследовательской работы «Интеграл», — рассказал Мантуров.

По его словам, самолет может встать на крыло после 2030 года, «возможно, в промежутке 2028−2030 годов, но точно не раньше».

Из интервью Мантурова не совсем понятно, идет ли речь о двух разных проектах или в институте Жуковского просто работают над дальнемагистральным самолетом совместно с китайскими коллегами.

На сегодняшний день Россия уже располагает ближнемагистральным лайнером SSJ 100, в 2024 году отечественные авиакомпании должны начать получать среднемагистральный лайнер МС-21, но собственных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, которые могли бы заменить Boeing и Airbus соответствующего класса, у нас пока нет.

Точнее, не совсем так — на прошлой неделе в ОАК сообщили о первом испытательном полете модернизированного Ил-96−400М. По словам экспертов, это отличный надежный самолет, который вполне может заменить западные дальнемагистральные модели. Единственное, чего не хватает Ил-96 — это современного двигателя, так как на нем установлены четыре мотора ПС-90А1. Если их удастся заменить на находящийся в разработке более мощный ПД-35, мы сразу получим собственный самолет для дальних перевозок. Но об этом варианте Мантуров в интервью почему-то не упомянул.

Российско-китайский самолет, о котором говорил министр, это, скорее всего, перспективный широкофюзеляжный дальнемагистральный CR929. Его разработка ведется еще с 2014 года, но пока находится лишь на начальной стадии проектирования. Как говорил Мантуров в конце 2022 года, работы застопорились, так как в проекте хотят участвовать другие страны, что не приемлет Россия.

«Думаю, мы в первом квартале следующего года проведем очередные переговоры, выйдем на понятные перспективы и сроки. Но у наших китайских коллег на сегодняшний день в этом проекте присутствуют заявки на участие от различных производителей компонентов третьих стран. Мы же такой формат для себя не рассматриваем, с учетом сегодняшней ситуации и всех рисков, которые очень хорошо понимаем», — сказал тогда глава Минпромторга. Он добавил, что российская сторона может сократить свое участие в проекте до поставщика компонентов.

Чем закончились переговоры в первом квартале этого года и прошли ли они вообще, в открытых источниках не сообщается. Судя по свежему интервью министра, какой-то прогресс наметился, и самолет может быть запущен к 2030 году. Однако заслуженный пилот СССР, член Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов рассказал «СП», что в интервью министра не хватает конкретики, поэтому оценивать, насколько реальны названные им сроки, да и вообще понять, о каком именно дальнемагистральном самолете шла речь, сложно.

— У нас уже определена политика выпуска отечественных самолетов (речь о Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года, — прим. ред.) Но что касается нынешнего заявления Мантурова, ни одному его слову я не верю. Потому что все его заявления по сегодняшний день на протяжении последних лет оказывались неправдой, а доклады президенту были не более, чем хорошо сфальсифицированной театральной постановкой или, проще говоря, вешаньем лапши на уши.

Что касается совместного проекта с Китаем, наша сторона особой активности в нем не проявляет. Хотя китайцы делают свою часть работы. Мы могли бы внести свой серьезный вклад в этот проект, потому что у нас хорошие разработки аэродинамики Ил-96, и двигателей, и фюзеляжа, и механизмов. Но в последнее время этот процесс затормозился. По какой причине — нужно спросить у Мантурова, почему он не выполняет указания президента в отношении этого совместного проекта.

В интервью Мантурова я не понял ни одного слова. Он же министр, и не просто министр, а еще и заместитель председателя правительства. Он должен был назвать даты, фамилии тех, кто работает над проектом, количество дальнемагистральных самолетов по годам. Президент в начале этого года уже призывал его «не валять дурака» с контрактами на поставки российских самолетов, а он продолжает это делать. Он все говорит примерно — 2028−2030 годы, может, мы выпустим один самолет, а может сто. К этим словам нельзя серьезно относиться, он себя полностью дискредитировал как министр, а сейчас продолжает дискредитировать себя в положении зампредседателя правительства.

«СП»: — Можно ли установить четкие задачи, KPI для авиаотрасли и соответствующих министерств?

— Конечно, министр обязан нести ответственность за результаты своей работы. В советское время после того, как министр не выполнял обещание, данное главе государства, его выгоняли пинком под зад. Сейчас этого не делают, почему — я ответить не могу. Я не понимаю этой логики.

Этот министр промышленности уже разрушил все виды производств в стране — станкостроение, гражданское самолетостроение, производство телевизоров и холодильников. Но при этом он, по отчетам, самый богатый министр в нашей стране.

Значит, такая система стимулов у государства — чем ты хуже работаешь, тем богаче становишься. Я уже давно предлагаю министрам установить среднюю по стране зарплату, а затем ввести систему, которая бы их стимулировала. Например, министр промышленности организовал массовый выпуск отечественных зубных щеток — добавить ему 5% к зарплате. Организовал выпуск самолетов — добавили 20%. Но, к сожалению, такой системы у нас не существует. Пока работает обратный принцип — чем хуже работаешь, тем больше получаешь.

«СП»: — Возвращаясь в дальнемагистральным самолетам, насколько реальны сроки их выпуска к 2030 году?

— Сложно сказать, так как из интервью Мантурова нам непонятно, что именно разрабатывают в НИЦ Института Жуковского. Является ли это продолжением разработки абсолютно великолепных инженерных и конструкторских достижений Ил-96 или это новый вариант самолета, который делают с нуля, что тоже вполне возможно.

Но я напомню, что поначалу тот же Мантуров заявлял, что в совместный самолет с КНР наша страна будет вкладываться именно разработками Ил-96. Не знаю, в какой стадии сейчас находится этот проект, потому что министр не объяснил этого. Хотя он обязан рассказать, какова ситуация и почему этот проект затормозился, а он именно что затормозился. И называть сроки 2028−2030 странно, когда процесс стагнирует. Что является причиной задержки, какие элементы его тормозят министр нам не рассказал, как и то, какие меры принимаются для устранения помех. С таким же успехом интервью мог бы давать дворник, а не зампредседателя правительства.

«СП»: В конце прошлого года Мантуров говорил, что задержкой является желание Китая привлекать третьи страны к изготовлению компонентов, что нас не устраивает…

— Да, вот это соображение правильное. Причем речь не только о дальнемагистральном самолете, но и о самолете, который делают в Китае, как конкурента МС-21 — С919. Он уже летает в Китае, в отличие от нашего самолета, но справедливо то, что он не будет нашим конкурентом именно потому, что китайская сторона использует в нем массу западных комплектующих в системах, механизмах, да во всем самолете. Мы же вынуждены опираться только на собственные силы и делать полное замещение в МС-21.

Таким образом, мы не будем брать эти самолеты у китайцев, зачем нам машины с западными комплектующими? Значит, МС-21 будет уверенно занимать свою нишу. Если, конечно, он будет таким, как заявляет Мантуров — лучше Airbus, да и вообще лучшим в мире. Как я уже сказал, Мантуров пока ни одно свое обещание не выполнил, будем надеяться, что по МС-21 он все же сдержит слово и он станет лучшим, посмотрим, так ли это будет или нет.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.