Быстрее «Сапсана»: за два часа — до Питера, за ночь — до Сочи
Для реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом наступил подходящий момент, заявил Владимир Путин. «Это даст мощный толчок развитию страны», — считает президент РФ.
По его словам, время в пути уменьшится с 4:05 часа на «Сапсане» до 2:15. Вновь построенная ВСМ позволит более активно использовать ныне действующую железную дорогу под перевозку грузов, что благоприятно скажется на экономике.
После реализации проекта Москва — Петербург, по мнению Путина, следует начать строить ВСМ в Казань через Нижний Новгород, а затем и на Урал. А также через Воронеж до Адлера. Кроме того, ВСМ могут проложить в Минск, в Донецк и Луганск.
В Минтрансе РФ заверили, что уже ведут работу над реализацией проекта ВСМ из Москвы в Петербург, а также с другими организациями проработают варианты развития таких дорог и на иных направлениях.
Тема строительства ВСМ поднималась в минувшие годы многократно, начиналось проектирование, однако ни одной дороги так и не было построено. Сможет ли сейчас Россия осилить постройку скоростной железной дороги и выпуск нужных поездов?
«СП» поговорила об этом с секретарем Экспертного совета по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации ВСМ в России, директором Высшей инженерной школы Российского университета транспорта Олегом Покусаевым.
— В 2012 году появилась программа развития высокоскоростного сообщения в РФ. И там были намечены основные ВСМ. На Казань и до Екатеринбурга, на Адлер и на Петербург. Позже добавили локальную ВСМ Екатеринбург — Челябинск. Этот план по-прежнему существует, его никто не отменял. Те направления, которые озвучены президентом накануне, как раз взяты из этой программы.
«СП»: Какие проекты уже готовы?
— Эти ВСМ давно находятся в разной степени проектной подготовки. Наиболее проработанными являются трассы на Казань и Петербург. На ВСМ Москва — Казань уже готов проект строительства. Проработка ВСМ Москва — Петербург началась раньше всех: сначала в 1970-х, затем в 1990-х, потом было обоснование инвестиций в нулевые годы. То есть трассу распланировали давно.
Перед тем, как пускали «Сапсаны», была дискуссия, строить ли ее отдельно или модифицировать имеющуюся. Сейчас окончательно решили строить выделенную трассу, имеющую массу плюсов. До конца она пока не спроектирована. Трасса разбита на участки, есть входы в города — Москву и Петербург, есть участок между городами.
После строительства трассы в Петербург, видимо, возьмутся за Казань, обновив уже имеющийся проект. До Адлера полноценного проектирования не было. Велись разработки просто скоростного хода. На самом деле нам нужен опыт первого строительства, реализации подобного рода проектов, который откроет нюансы и даст практику. А дальше будет легче.
То есть логична последовательная реализация проектов, а не параллельная, например, по двум направлениям сразу. И потому что первая трасса станет испытательным полигоном для всех остальных проектов, и потому что все они достаточно дороги.
«СП»: По каким критериям выбирают города для прокладки ВСМ?
— Москва и Петербург — наши основные города-миллионники. Есть прогнозы пассажиропотока между ними. Потенциал его роста сейчас недоиспользован. Поезда «Сапсан» ходят полные, если не сказать битком. Множество людей используют гражданскую авиацию, существует автомобильный трафик и т. д.
Уменьшение времени в пути до двух с половиной часов в значительной степени перетянет людей из авиации и с автобанов и сгенерирует новый пассажиропоток. Возникает мощное движение между агломерациями. Именно этот критерий является главным. Других таких городов в РФ, где можно было бы уверенно прогнозировать рост числа пассажиров, нет.
«СП»: Два часа ехать из Москвы в Петербург или четыре — не все ли равно? Быстро в обоих случаях. А как будет по другим направлениям?
— Как показывают расчетные модели, пассажиры очень чувствительны ко времени в пути. Сэкономленные полчаса — серьезный аргумент для выбора. С учетом того, что аэропорты в обеих столицах находятся за городом, до них надо добираться, проходить контроль, а вокзалы в центре, весь основной пассажиропоток — 90 процентов поедет на ВСМ.
ВСМ на Казань очень похожа на трассу на Петербург. Ее длина около 700 км. Время в пути планировалось около 3,5 часов. Но зато она пройдет через города, которые на данный момент вообще не соединены железнодорожным сообщением: Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Трасса образует новые связи, придаст мобильности жителям.
Что касается Адлера, то там время в пути называют в 10 часов (в 2 раза быстрее обычного поезда, а не в 4, как в Петербург — «СП»). Эффект, конечно, не столь разительный. Там могут быть ограничения, связанные с ландшафтом, с географией, с инфраструктурой. Но в такой ВСМ возможна, например, модель ночных поездов — поспали и приехали.
«СП»: Новые связи дадут какой-то дополнительный результат?
— У всех этих проектов помимо прямой рентабельности есть и социально-экономический эффект. Люди начинают перебираться в связанные ВСМ города, возникают новые рабочие места, в том числе производства подвижного состава, обслуживания ВСМ, генерируются мультипликативные эффекты в виде налогов, роста производительности труда. Для оценки этих показателей есть методики.
«СП»: Кто будет строить поезда и вагоны? «Сименс”-то после начала СВО ушел из РФ…
— На ВСМ не используются локомотивы. Это мировая практика за исключением Франции. Используют моторо-вагонный подвижной состав, в котором двигатель стоит, например, в каждом втором вагоне. Похоже на электричку. Это вызвано тем, что такой поезд должен иметь низкую инерцию, быстро разгоняться.
Мы довольно долго работали с «Сименсом» и научились применять этот опыт. Удалось локализовать производство «Ласточек». Есть «Уральские локомотивы» компании «Синара», есть Трансмашхолдинг, который производит поезд «Москва». У нас были проекты до «Сапсана»: советские «Сокол», ЭР-200. Да, сложно, но вариантов нет. Придется вести НИОКР.
«СП»: До сих пор строительство ВСМ откладывали ссылаясь на дороговизну, но сейчас в стране с бюджетом еще хуже. За трассу в Петербург, говорят, надо выложить 1,7 трлн рублей…
— Чуть поменьше, но сопоставимо. Сейчас, насколько мне известно, идет обсуждение портфельного финансирования, где будут ресурсы государственные, банковские, компании РЖД, деньги Москвы, наверное — Петербурга, промышленников и т. д. То есть это будет сложно структурированный в финансовом плане проект. Будут концессии, конгломераты.
При этом нужно учитывать, что сумма нужна не единовременно, а поэтапно. Отдельные деньги связаны с инвестированием в подвижной состав, там своя схема финансирования. То есть это распределенные по источникам, форме и времени ресурсы. Проект будет реализован в горизонте 2028−2030 года.
— Для России как федерации строительство ВСМ важно. Мы — страна больших расстояний. У людей не должно быть ощущения разделённости, — отмечает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Это поможет «сшить» единое пространство.
Кроме того, ВСМ помогут бизнес-коммуникациям. Несмотря на развитие интернета и телефона, личные отношения — фактор развития. Ехать до Петербурга два часа — это одно, ночь — другое, сутки — третье. В этих трех случаях строительство бизнеса будет проходить по-разному. Для регионов польза от ВСМ будет в том, что сначала их кто-то будет строить, затем обслуживать. Это рабочие места, отчисления в региональные бюджеты и т. д.
«СП»: Почему из Москвы опять в Петербург, а не в ту же Казань? Опять развиваем в первую очередь центр, да и эффект по времени не такой уж разительный…
— Из Москвы в Петербург — эталонная чиновничья дорога. Не может получиться так, что где-то построили современную дорогу, а до Петербурга не построили. Это психологически не сработает. Два или четыре часа езды между столицами — разница вроде бы не существенная. Но если мы это сделаем, то превратим Москву и Петербург в единый конгломерат. Люди будут воспринимать эту поездку как сейчас из одного конца Москвы в другой.