Кремниевая яма: Производство микроэлектроники в РФ в любой момент может остановиться
Ведущий российский производитель микроэлектроники рапортует об очередном успехе. Однако даже если успех и есть, то он не более чем тактический. По сути, в Зеленограде освоена «отвёрточная сборка» неких устройств, причём на импортном оборудовании и из привозного же сырья. Для полного импортозамещения хотя бы по простейшим электронным устройствам нужны совсем другие объёмы вложений.
«Линия по сборке микросхем в пластиковые корпуса позволит выпускать полностью отечественный продукт, обеспечить растущий рост спроса на промышленную и бытовую электронику и снизить зависимость от импорта», — отчитывается зелегоградское АО «Микрон».
Объём вложений в производство для данной отрасли просто смехотворен — всего 1,35 млрд рублей. На выходе вроде как будут простенькие контроллеры, которые можно применять в бытовой технике, а также чипы для банковских карт.
Вроде как властями декларирована задача добиться «технологического суверенитета», поэтому хотя бы так. Но пока о суверенитете даже нет речи.
Прежде всего, кремний чистоты «nine-9» — 99,9999999% – пригодный для микроэлектроники, в РФ не производят. Хотя в Советском Союзе таковой имелся.
«Импортозаместить кремний, как и прочие элементы производства, в обозримом будущем невозможно. Это потребует времени и серьёзных затрат. Создав собственную фабрику чипов, Россия попадет в ещё более жесткую технологическую зависимость от зарубежных поставщиков материалов, оборудования, запчастей к нему и средств проектирования», — считает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский.
Кстати, оборудование на «Микроне» китайское, причём, судя по затратам на данный проект, не самое новое и не самое совершенное. Хотя это уже так, частности… Если нет своего сырья, то в любом случае мы уязвимы.
Кремний вроде как собираются производить, но, судя по всему, не тот — пару лет назад нижегородское НПП «Салют» (входит в «Ростех») объявило о создании некой передовой технологии. Однако про «nine-9» речи не было. К тому же одно дело что-то разработать, другое — внедрить.
«„Ростех“ освоил технологию собственного производства из российских материалов монокристаллического кремния с удельным электрическим сопротивлением более 1000 Ом-сантиметров. Благодаря этому возможно полностью импортозаместить поставки иностранного сырья, которое использовалось для производства кремниевых пластин для электронных силовых приборов, например, транзисторов, термисторов, силовых выпрямителей тока», — говорил тогда гендиректор НПП «Салют» Александр Бушуев.
Всё честно — о процессорах нет никаких упоминаний. Судя по всему, идут попытки восстановить едва ли не советские технологии 60-х годов ХХ века и снова научиться делать самые примитивные транзисторы. Которые ещё 30 лет назад в огромном количестве и ассортименте продавались в любом магазине радиодеталей.
Итак, в Зеленограде вложили в завод $15 млн — совершенно ничтожную сумму по меркам радиоэлектронной промышленности. КНР ежегодно тратит на эти разработки десятки миллиардов долларов, которые в РФ, к слову, тоже есть.
На китайском оборудовании, из китайского сырья и с применением «расходников» производства Поднебесной на «Микроне» что-то там выпускается. И даже пакуется в пластиковые корпуса. Прогресс! Кстати, что делают-то, быть может, отечественную разработку? Нет — микроконтроллер MIK32 «Амур» — это полностью зарубежное изделие типа RISC-V. Да, штука полезная, очень. Но даже его производство нам в любой момент могут перекрыть. Так как это, по сути, не полноценное производство, а так — фикция, в которую вложены пять копеек по меркам данной отрасли.
Со стройплощадки завода по выпуска процессоров по технологии 28 нм, о начале возведения которого с помпой заявили в мае 2022-го, новостей нет. Да и вообще стратегия развития микроэлектроники в РФ отсутствует — и после признания этого факта остальные рассуждения можно отставить.
Есть лишь некая «Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» от 22 января 2020-го. В данном документе на полном серьезе означено, что «2022−2025 годы — продвижение российской электроники на существующие рынки и выход на новые международные рынки». Не смешно. Но есть и другое отношение к проблеме — к сожалению, не у нас, а у ближайших соседей.
«Я прекрасно помню, как меня уговаривали продать, закрыть эти предприятия: купим, завезем все с Запада. Слава богу, как бы это ни было трудно, страна сохранила и „Планар“, и „Интеграл“, и „БелОМО“, и „Горизонт“, и витебский „Монолит“. Но самое главное — научную инфраструктуру в этой наукоемкой отрасли. 30 лет прошло. Мы видим что? В борьбе за передел мира определяющее значение имеют технологии. Тот, кто обладает ими, способен не только выстоять, но установить в будущем свои правила игры», — говорит президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Он, действительно, всё сохранил, и отрасль там худо-бедно развивается. То есть очень даже неплохо развивается, но лишь настолько, на сколько у соседей хватает денег — страна-то, мягко говоря, небогатая. Однако люди трудятся, а воров там сажают. Есть стратегия развития микроэлектроники, в общем, всё путём.
Большая часть продукции идёт в РФ, иного сотрудничества белорусы не признают. Торговать — да, что-то делать вместе — нет. Во-первых, не с кем, во-вторых, воров там сажают. Или наоборот. Но чипы белорусской разработки и производства в природе есть, что нельзя сказать про ситуацию в РФ.