Business is booming.

Курорт на Балтике: Бассейн 1 км в длину, 20 в ширину. Турки будут рыдать от зависти. Или рыдать из-за цен мы будем?

0 0

Курорт на Балтике: Бассейн 1 км в длину, 20 в ширину. Турки будут рыдать от зависти. Или рыдать из-за цен мы будем?

Сезон отпусков в разгаре, и как не задуматься о перспективах развития российских курортов, а значит, и возможностей для российских туристов.

- Advertisement -

В 25 километрах от города-курорта Анапа планируется строительство курорта федерального масштаба «Новая Анапа». По информации корпорации «Туризм.РФ», на территории в 1 806 гектаров планируются гостиницы различных категорий с общим номерным фондом до 25 000 номеров и даже гавань для яхт.

«По прогнозам, после реализации проекта и выхода на проектную мощность туристический поток в Анапский район вырастет на 3−5 миллионов человек ежегодно», — говорится в сообщении корпорации.

Обещают развивать и ряд туристических проектов на Байкале, например, туристическую территорию «Тальцы». Проект предусматривает строительство отелей 3−4 звезды общим объемом 3 500 номеров, яхтенной марины, аквапарка велосипедных и лыжных трасс.

В Ставропольском крае, по информации «Кавказ.РФ», планируется реализация инвестпроекта пятизвездочного санатория MAYRVEDA Kislovodsk, который включает в себя концепцию, объединяющую австрийскую методику Майер-медицины, принципы аюрведы и уникальные локальные природные ресурсы Кавказских Минеральных Вод. Кроме того, «Кавказ.РФ» совместно с Дагестаном работает над проектом создания всесезонного туристско-рекреационного комплекса Каспийский прибрежный кластер, который предполагает гостиницы от 3 до 5 звезд, санатории, спортивно-развлекательные комплексы, яхтенную марину и многое другое. Планируется и создание Всероссийского детского центра «Дагестан».

Не менее амбициозные планы у Калининградской области по созданию новой зоны отдыха в поселке «Янтарный». По словам министра культуры и туризма региона Андрея Ермака, возможных концепций — аналогия с дубайскими гостиничными комплексами.

«Ключевым элементом курорта станет бассейн длиной в километр и шириной в 20 метров, огороженный прозрачным стеклом, стойким к ветрам, наполненный водой из Балтийского моря. У нас холодно купаться даже летом, а в этом искусственном водоеме температура достигнет 30 градусов, благодаря чему туристы смогут воспользоваться им в июле и декабре», — пояснил он.

В последнее время растет интерес россиян к путешествиям на Камчатку, Алтай, Урал, да и многие другие регионы России, где также планируется развитие курортной инфраструктуры. Как заявил на одном из майских совещаний глава Минстроя России Ирек Файзуллин, стоит весьма амбициозная задача по созданию 38 тысяч гостиничных номеров к 2030 году.

«Сегодня на развитие туристической отрасли направлены существенные меры поддержки. Это и создание объектов обеспечивающей инфраструктуры, необходимых для туристических объектов, и финансирование проектов со стороны „Корпорации Туризм. РФ“, и льготное финансирование по линии Минэкономразвития России. Уже сейчас сформирован портфель туристских проектов, благодаря которым будет создано более чем 20 тысяч номеров. Ключевой фактор — это эффективное взаимодействие между государством и бизнесом и синхронизация межведомственной работы», — отметил он.

Как пояснил генеральный директор АО «Корпорация Туризм. РФ» Сергей Суханов, общий объем инвестиций составляет около 500 млрд руб., уже заключены корпоративные договоры с 35 инвесторами и закреплены обязательства на сумму 26,1 млрд руб.

Выглядят планы вполне привлекательно, инвесторы должны быть довольны, осталось удовлетворить, собственно, россиян. Большинство из них пятизвездочные и даже четырехзвездочные отели вряд ли потянут. Ни для кого не секрет, что отдых на турецких курортах по программе «все включено» обходится зачастую дешевле, чем в Сочи или в Крыму, сервис также вызывает вопросы, а ведь есть еще и дорога.

Так, самый дешевый билет из Москвы в Сочи на 30 июня (согласно сайту Tutu.ru) обойдется в 10 888 рублей, а из Москвы в Аланью (Турция) — 14 394. Если же есть планы полюбоваться Байкалом, то придется выложить 16 255, Калининградом — 10 662, ну а Камчаткой и вовсе 42 268. И это только в одну сторону, а надо ведь еще вернуться. Вряд ли даже москвичи или питерцы массово рванут на Дальний Восток даже ради Долины гейзеров или Ключевской сопки. А учитывая то, что придется еще выложить немалые суммы за отели, экскурсии и прочее, понимаешь, что перспектива такого путешествия более чем туманна.

Возникает и еще один вопрос — готовы ли инвесторы в дорогие проекты того же юга России терпеливо ждать их окупаемости или ценники на гостиницы, аквапарки и прочие развлечения не только не привлекут туристов, но и напугают, заставив вновь обратить свой взор на более далекие, но и более доступные Турцию, Египет, Тунис и прочие заморские края.

Президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский обращает внимание на то, что цены на туристические услуги в России — это производная от спроса и предложения, а также сегмента.

— В сегменте высокого уровня (отели 4−5 звезд, которых действительно немного) в пиковые периоды мы видим реагирование на повышенный спрос повышением ценника. Часто эти проявления как раз и выходят в общественную плоскость, в СМИ, которые часто обращают внимание на растущие цены, особенно в сегменте очень высокого уровня отелей. Например, на один из знаменитых отелей в Крыму, который принадлежит нашему известному банку, обсуждается, что подчас там цена номера бывает с шестью нулями.

При этом, когда говорим о сегменте среднего уровня или ниже среднего с точки зрения звездности (2−3 звезды), то здесь очень высокий уровень конкурентности и очень невысокая цена. Понимая, что в целом по стране наше население сложно назвать сверхбогатым, то, конечно, основная масса наших туристов отдыхает в небольших частных гостевых домах, отелях 3 звезды, порой 2. Ценник там невысокий.

Говорить, что у нас высокие цены на отдых, несправедливо. Средний чек на протяжении нескольких лет у нас не очень сильно меняется — от где-то от 30 до 40 тысяч рублей. Это подтверждают и крупнейшие системы бронирования, и туроператоры.

«СП»: Сейчас озвучена реализация нескольких крупных туристических проектов. Деньги большие. Вопрос окупаемости вложенных средств не приведет к высоким ценам и фактической недоступности для большинства россиян?

— Вопрос окупаемости во многом происходит из вышесказанного, потому что в сегменте невысокого уровня с окупаемостью все не очень здорово, поэтому там, с одной стороны, требуемые инвестиции не очень большие, с другой — цена на этот отдых тоже невысокая. Просто, как правило, это сегмент малого бизнеса и говорить о какой-то окупаемости зачастую не приходится. Часто такие небольшие частные гостиницы строятся не с точки зрения исключительно бизнес-проектов с точным расчетом окупаемости, а в большей степени с точки зрения бизнеса для себя, своей занятости или способа сохранения накопления.

Основная масса номерного фонда в России представлена как раз всевозможными средствами размещения, как правило, с не очень большим объемом инвестиций и, соответственно, окупаемость зачастую мало кого интересует.

Крупных коллективных средств размещения у нас, к сожалению, недостаточно, в том числе из-за пресловутой невысокой инвестиционной привлекательности. При этом из-за того, что в сегменте 4−5 звезд предложений у нас недостаточно (особенно это проявилось в период ограничений, в т. ч. из-за закрытия границ), а спрос присутствует, то в этой категории номерного фонда наиболее ярко проявляется реагирование на спрос и повышение цены.

В этом сегменте дорогого отдыха мы часто проигрываем конкуренцию зарубежным аналогам. Рентабельность в этом сегменте из-за высокого ценообразования есть, но и инвестиции высокие. Как только мы начнем наращивать номерной фонд, как только дефицитность этого предложения начнет таять, начнет возникать вопрос с рентабельностью.

Подводя итог: в сегменте качественных трехзвездочных отелей с рентабельностью плохо и они не строятся, потому что конкуренция высокая, цены невысокие, рентабельности практически нет; в сегменте 4−5 звезд — рентабельность есть за счет высокой стоимости и недостаточной конкуренции. Проблема понятна и над ней ведется работа, в частности, появление национального проекта по туризму сформировало как раз определенные меры поддержки.

«СП»: Какие именно?

— В первую очередь, отмена НДС для крупных гостиничных комплексов, работающих на общем режиме налогообложения. Это существенным образом повлияло на показатели рентабельности. Мы ожидаем развития этом меры поддержки — отмены НДС от дополнительных услуг, потому что сейчас это только от услуг размещения.

Вторая мера направлена на небольшие гостиницы. Это гранты для всевозможных модульных отелей, чтобы быстро наращивать номерной фонд. Это возмещение до 50% затрат на капитальные затраты.

Третья — это 141-е постановление правительства, в рамках которого происходит субсидирование процентной ставки по привлекаемым деньгам. Деньги по инвестпроектам предоставляются по ставке 3−5%. Это существенная мера, если речь идет о сравнении с деньгами, привлекаемыми на рыночных основаниях.

Более того, сейчас идет работа по переутверждению национального проекта по туризму на следующий период, прорабатывается еще ряд инициатив, которые помогут в еще большей степени ситуацию с инвестиционной привлекательностью, рентабельностью инвестиций.

Я считаю, что в ряде случаев отдых в нашей стране дешевле, чем за рубежом. У нас есть предложения в экономсегменте, которые за рубежом недоступно просто из-за банальной транспортной составляющей, на которой здесь можно сэкономить.

«СП»: Кстати, о транспортной составляющей. Билеты на Камчатку, например, малодоступны большинству.

— Часть билетов на Камчатку субсидирована. Они стоят 25 тысяч туда-обратно для жителей Москвы. Просто их количество ограничено, они выкупаются заранее и дальше остаются дорогие билеты.

Вы берете самый эксклюзивный вариант. У нас в стране более интересного, впечатляющего направления нет. Камчатка вряд ли будет когда-либо дешевой.

Я поддержу вашу мысль, что в направлении транспорта работать точно надо. Нацпроект предполагает расшитие транспортной структуры и ее удешевление. В первую очередь, развитие автомобильного туризма, здесь у нас большой потенциал.

Я не сторонник огульно все хвалить, я предприниматель в первую очередь, но поверьте, что я вижу большие изменения.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.