Лукашенко рвется к морю: Белоруссия хочет свой флот и порты
Белоруссия намерена в ближайшие 2−3 года решить задачу создания на территории России собственной портовой инфраструктуры и флота, заявил посол Белоруссии в РФ Дмитрий Крутой.
«Когда мы будем иметь свой флот, мы будем иметь свои суда, мы не будем зависеть ни от западной инфраструктуры, ни от инфраструктуры недружественных стран. Мы будем владельцами всей полноценной инфраструктуры, сможем регулировать экономики этих логистических затрат самостоятельно. Это задача максимум. Думаю, она будет решена в ближайшие 2−3 года», — рассказал он в эфире белорусского телеканала ОНТ.
По словам дипломата, у республики сейчас 20 портов и отличные перспективы не только в части классической перевалки грузов, но и вхождение с инвестиционным портфелем в различные проекты.
Он сообщил, что основные маршруты, которые обсуждались Владимиром Путиным и Александром Лукашенко — это порты Балтики как базовый маршрут и Мурманск, то есть выход на Северный морской путь. Ранее президент Белоруссии заявил, что Минск заинтересован в развитии СМП.
«Мы бы очень хотели, чтобы быстрее была программа реализована, нам легче было бы работать», — сказал он.
Рассматривают в Минске и возможность участия в программе строительства атомного флота, который будет обеспечивать соответствующую навигацию в сложных погодных условиях.
«Почему эта тема взлетит в ближайшее время, как говорят наши транспортники? Интерес того же Китая. Китай со своей стороны очень активно сейчас тестирует и на примере Мурманска, и на примере Архангельска и других портов на Северном морском пути этот маршрут. Мы видим, как каждый год кратно растет количество заявок на перевозку грузов в Китай по этому маршруту», — подчеркнул Дмитрий Крутой.
Дипломат отметил, что это связано с геополитикой, ситуацией в Красном море, Суэцком канале. Он подчеркнул, что россияне и белорусы оказались в «одной санкционной лодке», что наиболее ярко проявляется в транспортной сфере.
Дмитрий Крутой отметил в числе важных маршрутов Север-Юг и Дальний Восток. По его словам, он обсуждал с губернатором Приморья Олегом Кожемяко строительство порта в Приморском крае и уверяет, что на Дальнем Востоке существует желание предоставить белорусам свой собственный порт с привязкой к Северному морскому пути.
«С губернатором Приморского края мы договорились, что по примеру Балтики и Мурманска, которые сейчас находятся в стадии активной реализации, здесь ждут команду наших специалистов, уже имеющих опыт подготовки такого бизнес‑плана и технико‑экономического плана участия в портовых проектах. Губернатор сказал, что любой вариант возможен: прямое белорусское участие, стопроцентно белорусский порт, доли 50/50, совместная деятельность, совместное инвестирование, совместная прибыль и так далее», — рассказал он рассказал «СБ. Беларусь сегодня».
Этот порт планируется использовать как важный пункт для транзита в Китай.
Как ранее рассказал первый замминистра транспорта и коммуникаций Республики Алексей Ляхнович, Белоруссия переваливает свои грузы через порты в разных регионах России — в сторону Астрахани и через Каспийское море, порты Черного и Азовского морей. Наиболее задействованы большой порт Санкт-Петербурга и другие порты Балтийского моря.
«Они превалируют по объемам и имеют преимущество по тарифам, потому что, во-первых, расстояние по железной дороге очень короткое, во-вторых, по отдельным видам грузов мы получили скидку на Балтику», — пояснил он.
Кроме России и Китая, в числе основных экспортных направлений белорусских товаров страны Латинской Америки, Африки, а также Индия.
Научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин считает, что никто не мешает белорусским компаниям принять участие в качестве соинвесторов в любых российских проектах.
— Это не противоречит ни нашему законодательству, ни здравому смыслу. Есть, например, Северный морской путь — большой федеральный проект, в который вкладываются большие деньги. В последние годы там серьезный прогресс. Ничто не мешает белорусскому бизнесу инвестировать в этот проект и получать от этого выгоды.
«СП»: А насколько реализуемы планы по созданию собственного флота, да еще в сжатые сроки?
— В области судостроения есть несколько стран лидеров. Например, Южная Корея, есть верфи в Германии, в Китае, в конце концов, есть наша Объединенная судостроительная корпорация, которая тоже в последние годы на месте не стояла, был вполне серьезный прогресс. Какой смысл в этом Белоруссии, не имеющей своих морских выходов?
В принципе, в мировом судоходстве есть страны, которые не имеют выходов в моря, но имеют свой флот — это просто место регистрации. Но это уже вопрос, насколько белорусский флаг удобен для судоходства.
«СП»: Но ведь Белоруссия тоже под санкциями и вряд ли сможет заказать суда в той же Южной Корее или Германии.
— Они могут обратиться к Китаю, так как китайцы санкций не признают, но при масштабах их заказов вряд ли это интересный партнер. Вопрос упирается не в транспортно-технологические или транспортно-экономические обстоятельства, это мировая политика.
Самый естественный путь для белорусов — участвовать в российских проектах.
Директор Центра изучения перспектив интеграции, ст. н. с. ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Сергей Рекеда отметил, что сейчас основная транспортировка белорусских грузов идет в направлении Санкт-Петербурга и терминала в Мурманской области.
— Это 95% белорусского транзита. До переориентации, прежде всего, на ленинградские порты у Белоруссии в Клайпеде был собственный терминал, по сути, тоже самое можно реализовать и на территории РФ.
Это вопрос политических договоренностей. Учитывая, что на политическом уровне между двумя президентами есть хорошие контакты и договоренности такого уровня регулярно достигаются, можно говорить, что ситуация вполне перспективная и реалистичная для Белоруссии.
«СП»: Минск намерен участвовать в программе строительства атомного флота, то есть речь идет, вероятно, о СМП. В чем может заключаться это участие?
— Думаю, это, прежде всего, привлечение кадров, белорусской научной базы, потому что во время строительства Белорусской АЭС со стороны «Росатома» создавалась не просто электростанция, а по сути, целая отрасль, соответствующие кадры готовятся в белорусских вузах. Думаю, подключение белорусских специалистов вполне возможно как с научной точки зрения, так и инженеров, которые могут участвовать в проекте.
«СП»: А инвестиции возможны?
— Сложно сказать, потому что инвестиционные возможности Белоруссии в этом плане ограничены. Это больше политическое решение — выделять ли на это дополнительные ресурсы. Наверное, для Белоруссии это все-таки не первостепенная задача на сегодняшний день.
«СП»: У Минска есть амбициозные планы по созданию собственного флота. Но есть ли для этого ресурсы? Где брать суда, учитывая, что это и дорого, и требует времени, и свободных верфей, если строить с нуля, и т. д.
— Вы, собственно, перечислили основные проблемы. Пока это концептуальный проект — создать флот. Не понятно на каком направлении, какого объема, какая специфика у него будет, поэтому сложно рассуждать, что реалистично сделать, а что нет.
Понятно, что Белоруссия заинтересована в участии во всех транспортных коридорах, которые существуют в Евразийском пространстве — и в направлении Север-Юг через Россию, и СМП, но чтобы создавать свой отдельный флот… Деталей недостаточно, чтобы предметно обсуждать, что реально.
«СП»: До портов надо добраться, это, как правило железная дорога. В таких проектах Белоруссия готова участвовать?
— На последнем заседании Госсовета сказано, что до Усть-Луги надо модернизировать железнодорожную инфраструктуру. Об этом договоренности есть.
В сторону Китая — это слишком далекие и масштабные проекты. Не помню, чтобы белорусская сторона говорила, что они готовы вкладывать какие-то ресурсы. В России пока только очень приблизительно обсуждается модернизация железной дороги через Казань. Пока до этапа инвестирования не дошло.