Business is booming.

«Пояс и путь»: Китай создал самую совершенную инициативу глобального развития

0 0

«Пояс и путь»: Китай создал самую совершенную инициативу глобального развития

Открывшийся в Пекине саммит международного сотрудничества «Пояс и путь» стал юбилейным. На торжественном банкете, на который собрались иностранные лидеры, Си Цзиньпин произнес тост за инициативу «Пояс и путь», которая реализуется уже 10 лет.

- Advertisement -

Поначалу, в сентябре 2013 года, мало кто из наблюдателей обратил на инициативу Си Цзиньпина большое внимание.

Десять лет спустя она стала одной из самых амбициозных и обсуждаемых инициатив в области развития в мире. На данный момент 148 стран подписали меморандумы о взаимопонимании с Китаем в отношении инициативы «Пояс и путь». Несмотря на объявление Италии о выходе из проекта в 2023 году, большая часть стран Азии, Африки и значительная часть Латинской Америки остаются непоколебимыми в своей поддержке.

Инициатива привлекла внимание всего мира благодаря масштабности многих проектов: многомиллиардным инвестициям в железные дороги в Кении, Лаосе или Индонезии, в угольные электростанции в Бангладеш, Пакистане, Зимбабве.

«Маленький и красивый» — новая инвестиционная стратегия Китая

Раньше многие из стран — участников «Пояса и пути» часто испытывали трудности с получением каких-либо вторжений от более традиционных западных частных или государственных инвесторов.

Тем временем китайские политические банки, такие как China Development Bank и China Exim Bank, вместе с государственными коммерческими банками Китая (например, ICBC, Bank of China) были готовы поддержать любые инфраструктурные проекты, вероятно, основываясь на предполагаемом успехе инфраструктурного роста в Китае.

В ноябре 2021 года была объявлена новая концепция «Пояса и пути»: ее название переводится с китайского языка как «маленький и красивый». Китай решил сократить расточительные инвестиции и фокусироваться на небольших проектах, которые являются «красивыми» (например, портах или железных дорогах).

Этот сдвиг также очевиден по суммам. Если сразу после запуска Си Цзиньпином «Пояса и пути» средний размер инвестиционной сделки превышал $500 миллионов, то в 2022 году это число постоянно снижалось до уровня ниже $400 миллионов.

Преимущество небольших проектов очевидно: они, как правило, быстрее реализуются и в целом сопряжены с меньшими рисками. Плюсы заключаются и в местном софинансировании таких проектов для обеспечения распределения финансовых выгод и внутри принимающей страны.

Китайские госкомпании отказались от мегапроектов в пользу реальных дел

Многие инфраструктурные проекты «Пояса и пути» традиционно опирались на гарантии суверенного долга стран-получателей. Например, если китайские банки согласятся профинансировать строительство электростанции или железной дороги, китайский банк и китайская страховая компания Sinosure, которая обеспечивает страхование от политических рисков, потребуют от страны-получателя гарантий выплаты процентов и долга за счет национального бюджета.

В то же время китайский Export Impact Bank предоставлял прямые двусторонние суверенные кредиты странам «Пояса и пути» для финансирования инфраструктурных проектов. Эта модель значительно увеличила суверенный долг Китаю в странах «Пояса и пути», и Китай стал крупнейшим двусторонним кредитором для развивающихся экономик планеты.

Однако после пандемии ковида маленьким странам оказалось все сложнее выплачивать долги Китаю. Тогда-то и было решено уйти от мегапроектов в сторону к более мелким и «красивым» проектам, которые проще профинансировать.

На ранних этапах участие Китая в зарубежных проектах «Пояса и пути» в основном проводилось через госкомпании, такие как Power China, Three Gorges, China Communications Construction и многими другими (важно отметить, что китайские госкомпании не являются монополиями и часто конкурируют друг с другом — это еще один плюс китайской экономики перед капиталистической).

У этих госкомпаний были большие финансовые ресурсы, позволяющие осуществлять более рискованные инвестиции. Кроме того, у них были избыточные производственные мощности, и они, как правило, поддерживали прочные связи с китайскими финансовыми институтами.

Для стран — участников «Пояса и пути» такая модель показалась очень выгодной, поскольку соглашения с госкомпаниями Китая предоставляли не только инженерные и строительные услуги, но также финансирование проекта «под ключ» (это называется BOTF — в переводе «строить, эксплуатировать, передавать, финансировать»).

Китайский капитал: больше не поглощает, а строит

Частные китайские компании еще недавно занимались инфраструктурным развитием только внутри страны. Однако с течением времени Си Цзиньпин заинтересовал «Поясом и путем» и частный китайский капитал.

Если в 2020 году все ведущие партнеры по участию в программе «Пояс и путь» были госкомпаниями, то уже с 2022 года больше всего инвестируют компании частного сектора. В число этих компаний входят CATL (крупнейший в мире производитель аккумуляторов), Alibaba (уже не просто интернет-магазин, а финтех-компания), Zijin mining (горнодобывающая корпорация), Jinko Solar и Goldwind (операторы «зеленой» энергетики).

Благодаря политике Си Цзиньпина изменилась даже китайская стратегия выхода на рынок. Поначалу она предусматривала агрессивную покупку зарубежных компаний (например, поглощение немецкого производителя роботов Kuka или швейцарской фармацевтической компании Syngenta — обе в 2016 году). Теперь же китайские компании занимаются инвестициями по всему миру (в том числе и в России) для создания новых производственных мощностей за рубежом.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.