После выборов нефть может преподнести неприятный сюрприз
Цены на нефть стабилизировались на уровне около 80 долларов за баррель Brent. Однако некоторые эксперты считают, что спокойствие на рынке временное, и уже в ближайшее время его могут ждать новые потрясения. Так, в «БКС Мир инвестиций» проанализировали исторические графики и пришли к выводу, что сейчас нефть торгуется на среднем уровне, который является справедливым. Загвоздка в том, что на этих показателях «черное золото» редко удерживается.
«За последние 50 лет нефть редко торговалась на среднем уровне. Длительные периоды цена была то выше, то ниже этого уровня. Когда-нибудь спрос и предложение нарушат равновесие, и цены на нефть либо опустятся, либо существенно вырастут, чтобы устранить этот дисбаланс. ОПЕК+, которая контролирует более 50% мировой добычи жидких углеводородов, может сгладить этот эффект, но мы считаем, что движение к $50 или $110 за баррель в течение нескольких лет вполне возможно», — говорится в исследовании.
Финансисты, которые смотрят на ситуацию со своей колокольни, добавляют, что такие пертурбации чреваты серьезными последствиями для котировок всех российских акций, так как за последние 18 лет тренд индекса МосБиржи на 75% совпадал с динамикой цен на нефть марки Urals. Но еще интересней, как возможный скачок или падение цен на энергоносители скажется на российском бюджете. Ведь Минфин заложил в бюджет на 2024 год довольно оптимистичные цифры — цену индикативного сорта Brent на уровне 85 долларов за баррель, а российской нефти — 71,3 долларов за баррель. Если нефть во второй половине года пойдет к ста и выше, все отлично, мы снова будем купаться в сверхдоходах, но если сыграет обратный сценарий и нефть откатится к 50 долларам?
Мы спросили у экономистов, чем снижение цен на нефть будет чревато для российской экономики и какой сценарий развития событий они считают самым вероятным.
Экономист Дмитрий Голубовский согласен с тем, что нефть уже довольно скоро может как подскочить, так и обвалиться, так как сейчас на мировых рынках крайне нестабильная ситуация.
— Эта нестабильность относится не только к нефти, но и ко всему — к фондовым индексам, золоту, и прочим активам. Причем как российским, так и американским. Все дело в том, что в США сейчас борются две тенденции. С одной стороны, это желание удерживать высокую ставку как можно дольше, чтобы додавить инфляцию, которая перестает снижаться. В этом случае Федрезерв США не снизит ставку ни в мае, как ждут инвесторы, ни позже. Жесткая денежно-кредитная политика приведет к усилению курса доллара и, как следствие, падению цен на нефть.
Сейчас эти цены держатся на усилиях ОПЕК+, который пытается контролировать рынок. Кстати, и здесь есть два трека. Саудовская Аравия и Россия постоянно сокращают экспорт, мы с начала года снизили свои поставки еще на 500 тысяч баррелей в сутки. А с другой стороны, американский экспорт бьет рекорды. Баланс на рынке поддерживается тем, что Россия и арабы отступают, позволяя сланцевой отрасли США занять на нем определенное место. Видимо, они рассчитывают на то, что в долгосрочной перспективе места хватит всем, да и пик добычи в сланцевой отрасли вскоре будет пройден.
При таком раскладе я бы ждал падения цен на нефть. Жесткая ДКП спровоцирует во втором-третьем квартале этого года рецессию, цены упадут в район 50 долларов, но долго там не пробудут и после снова пойдут вверх. И тогда уже мы можем увидеть нефть по 110−120 долларов за баррель и выше.
«СП»: Вы говорили о том, что есть и другая вероятность?
— Да, есть альтернативный сценарий, при котором цены на нефть сразу пойдут вверх. Это случится, если ФРС США отступит от жесткой линии и уже с мая начнет смягчать денежно-кредитную политику. Тогда американский рынок продолжит расти, цены на нефть, золото и другие активы пойдут вверх. Проще говоря, начнется падение курса доллара, и по отношению к нему другие валюты и активы пойдут в рост. Доллар будет дешеветь, а все, что выражено в долларах — дорожать.
«СП»: Если падение цен на нефть все же случится, насколько это опасно для России?
— Я считаю, что стратегически это потенциальное падение нам не угрожает, потому что оно не продлится больше полугода. Но за это время курс рубля легко может вылететь до 120 к доллару. Однако это продлится относительно недолго, потом ситуация начнет улучшаться. Хотя у нас курс рубля редко возвращается на те уровни, с которых он улетел, то есть если он пойдет падать дальше, а нефть будет снижаться, доллар/рубль ниже 90 мы уже вряд ли увидим. Но высокая процентная ставка это компенсирует для инвесторов. Что касается цен на нефть, они в перспективе полугода вернутся на нынешние уровни или выше, и с российским бюджетом все будет в порядке.
Профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов также считает, что возможное падение цен сейчас не несет высоких рисков для российской экономики.
— Средняя цена нефти для нас в прошлом году была около 67 долларов за баррель. То есть санкции, с одной стороны, имели для нас значение, с другой, мы к ним достаточно хорошо адаптировались. Ровно поэтому какого-то судьбоносного влияния изменение цен на нефть на российский бюджет оказать не сможет.
Что касается самих цен, на них действуют разные факторы. С одной стороны, военная напряженность в нефтедобывающих регионах может привести к дефициту «черного золота», что, в свою очередь, может вызвать взлет цен до 110−120 долларов за баррель.
С другой стороны, Европа замедляет экономическое развитие. Германия уже перенесла техническую рецессию, есть прогнозы, что и американская экономика тоже может войти в рецессию. Это формирует потенциальное снижение спроса на нефть. А оно, как правило, приводит к снижению котировок. Но вряд ли цены пойдут ниже 60 долларов за баррель, учитывая инфляционные процессы, которые уже захлестнули весь мир.
«СП»: Какой сценарий более вероятен?
— В этом году пока более вероятно снижение цен на нефть по причине охлаждения мировой экономики. Опять же, заметно тормозится экономика Китая, а они были основными из главных дополнительных драйверов роста цен на нефть. Между тем, предложение на рынке не снижается, и есть даже большой потенциал для его наращивания. Поэтому задача ОПЕК+ сейчас — это стабилизация цен. В этом случае даже негативный сценарий может и не сказаться сильно на котировках, так как будет сбалансирован дальнейшим сокращением добычи. Даже Саудовская Аравия готова брать на себя единоличные обязательства по снижению добычи, чтобы только поддержать цены.
«СП»: В бюджете заложена цена нефти выше 80 долларов, что, если она упадет до 50?
— Российский бюджет уже преодолел основные последствия санкций и адаптировался к новым условиям. Снижение цен ниже 60 долларов крайне маловероятно, а лишь оно могло бы дополнительно негативно повлиять на его доходы. Доля доходов бюджета, связанная с нефтегазовым сектором, действительно сократилась. В проекте бюджета на трехлетний период эта доля тоже планово снижалась до 30%, поэтому возможно снижение цен правительством наверняка учитывается.