«Рука Москвы» дотянулась все-таки до Кишинёва
В Молдавии появился новый предвыборный блок «Виктория — Победа». О его создании в Москве объявил председатель партии «Шор» Илан Шор.
По словам политика, блок намерен агитировать за голосование против вступления Молдавии в Евросоюз, а также выступать за участие страны в объединительных процессах на территории СНГ.
Помимо Шора соглашение о создании предвыборного блока подписали лидеры партий «Шанс», «Виктория», «Возрождение» и «Альтернативная сила спасения Молдовы».
Исполнительным секретарем национального совета новой политсилы Шор предложил избрать главу Гагаузии Евгению Гуцул, а его самого и депутата Марину Таубер — председателем и секретарем исполкома соответственно.
Выходит, что блок создается политиками запрещенной в Молдавии партии «Шор», к которой принадлежат все трое. А почему не позвали наиболее влиятельные оппозиционные силы Молдавии — партии коммунистов и социалистов, которые уже выступают единым блоком? Похоже на спойлерство.
И почему съезд в Москве? По словам Шора, на родине провести такой съезд было бы невозможно из-за жестких гонений на оппозицию, любое политическое мероприятие заканчивается арестами.
С другой стороны, в Кишиневе их обвинят в предательстве и в том, что это проект Кремля. Возможны репрессии
«Вся страна видела предателей нации в Москве. Думаю, можно ясно сказать, что в Москве был создан организованный преступный блок „Виктория — Победа“. Они создались рядом с Кремлём, чтобы было понятно, на кого они работают и кого обслуживают. Однако не все находятся на сцене. Некоторые всё ещё прячутся в Кишинёве, за различными партиями. В следующие годы мы должны избавиться от них», — написал в своем Telegram-канале вице-председатель правящей партии «Действие и солидарность» (ПДС), министр инфраструктуры Андрей Спыну.
Что значит «избавиться» — не совсем понятно. Однако Евгения Гуцул уже заявила, что не знает, чего ждать от властей Молдавии по возвращении из Москвы, но заявила, что ее не запугать. Отметим, что она не раз выражала опасения возможным арестом, дома ее обвиняют в якобы незаконном финансировании избирательной кампании.
Правильно ли было в этих условиях проводить съезд в России? Или это и впрямь проект Кремля? Неужели, Москва наконец решила вмешаться в молдавские дела, которые долгие годы игнорировала?
— Это личный проект одной отдельно взятой группировки в молдавской политике, возглавляемой политэмигрантом Иланом Шором, — уверен исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.
— По сути, это перерождение запрещенной партии «Шор», только под другим названием.
«СП»: Молдавия долгие годы Москве была не особо интересна, только если в контексте Приднестровья. Российской «мягкой силы» там не было, как не было даже каких-то намеков на заинтересованность России в том или ином векторе развития этой страны. По-вашему, все меняется?
— Я на данный момент не вижу признаков перемен в российской политике в отношении Молдавии. Экспертиза по региону на федеральных каналах, к сожалению, на нулевом уровне. Таковы и результаты работы.
«СП»: А почему ПКРМ и ПСРМ не позвали? Оппозиция объединяться должна, а не разбиваться. Это же на руку власти…
— Мне представляется, что данное политформирование было не заинтересовано, чтобы приглашать представителей Блока коммунистов и социалистов — крупнейшей парламентской оппозиционной силы. К сожалению, отсутствует заинтересованность к объединению и с другой стороны. И в этом, я считаю, большая трагедия адекватных сил в Молдавии — каждый предпочитает тянуть одеяло на себя.
«СП»: Если бы выборы прошли сейчас, и на них было бы два оппозиционных блока, какими могла бы быть результаты?
— Есть многочисленные опросы общественного мнения. Они дают Блоку коммунистов и социалистов 20−30% голосов, всем партиям, связанным с Шором («Шанс», «Возрождение») — от 8 до 15%.
«СП»: Какова вероятность репрессий со стороны власти, чтобы вообще не допустить оппозицию?
— Не думаю, что будут аресты — этим власть ещё больше поднимет их рейтинг. В том, что этот блок зарегистрируют, у меня тоже большие сомнения. Но в принципе, этот блок нынешнему режиму Санду ничем не угрожает. Наоборот, выступая отдельно или выдвигая заведомо непроходного кандидата в президенты, этот блок может выступить удобным спойлером по отношению к тому кандидату, у которого есть реальные шансы выйти во второй тур против Санду.
«СП»: А объединение оппозиции, по-вашему, возможно?
— Я уверен на 100%, что объединение не только возможно, но необходимо для всех тех, кто действительно хочет ухода Санду.
— Фактически, на сегодняшний день в оппозиционный блок вошли те политические силы, которые и ранее поддерживали запрещенную молдавскими властями политическую партию «Шор», — говорит молдавский политолог Илья Кисилев.
Однако не стоит считать, что подобная ситуация будет сохраняться и дальше — блок открыт для всех политических сил Молдовы, которые понимают необходимость объединения оппозиции и в будущем пожелают к нему присоединиться.
Я думаю, что это первый шаг в этом процессе, который необходим для консолидации тех политических сил Молдовы, которые готовы бороться с существующим режимом.
«СП»: Почему в Москве? В Молдавии все запрещают? Реальный тоталитаризм?
— Ситуацию в стране пока нельзя характеризовать как тоталитаризм, но термин «авторитаризм» уже вполне уместен. Ну, и не стоит забывать о том, что у Илана Шора на сегодняшний день нет возможности появляться в Молдове — он будет немедленно арестован.
«СП»: Можно было бы в какой-нибудь европейской стране собраться, а то скажут, что это прокси-Кремля. Внешне это так и выглядит…
— Европейские страны сегодня не так уж сильно демократичны, и всем это прекрасно известно. Кроме того, давайте не будем забывать, что режим Санду в Молдове существует не просто с молчаливого согласия, а при открытом поощрении и поддержке Евросоюза.
Так что, вариант с проведением мероприятия в России вполне уместен, а что касается «прокси-Кремля», так это придает ему поддержку значительной части населения Молдовы.
«СП»: В Кишиневе им уже репрессии обещают по полной…
— Я думаю, что нынешняя власть в Молдове способна на любую глупость и беспредел. Поэтому не исключаю возможность арестов. Но это взорвет страну. Если Санду добивается именно этого — она это сделает.
«СП»: Почему коммунистов и социалистов не позвали?
— У меня нет информации о том, приглашали ли коммунистов и социалистов. Возможно, есть какие-то причины, по которым они не приняли участие в презентации блока. Однако я не исключаю, что они могут присоединиться позже. Очевидно, что без электората Гагаузии и других районов, где велики рейтинги партии «Шанс», победа оппозиции нереальна. И я не сомневаюсь, что и коммунисты, и социалисты это понимают и учитывают.
«СП»: Если будет два оппозиционных блока не будет ли это выгодно Санду? У какого блока больше шансов на успех?
— Я не вижу, кто бы мог составить другой политический блок. Парламентский блок коммунистов и социалистов наглядно демонстрирует, что возможности только этих двух политических партий крайне ограничены.