Украина стала токсичным активом американской внутренней политики
Сенат США (верхняя палата парламента, контролируемая сейчас демократами) одобрил законопроект о выделении 95 млрд долларов на помощь Украине, Израилю и Тайваню. Документ поддержали 70 сенаторов, против выступили 29, при этом «за» проголосовали 22 республиканца.
Законопроект предусматривает, в частности, выделение 60,1 млрд долларов Украине; 14,1 — Израилю, при этом средства на защиту американской границы в него не включены.
Теперь проект должна рассмотреть палата представителей (нижняя палата, контролируемая сейчас республиканцами), однако ее спикер Майк Джонсон пока не готов выносить законопроект на обсуждение конгрессменами. Призывы Джо Байдена и группы законодателей принять пакет военной помощи для Украины и других союзников на него, судя по всему, не действуют.
«Определенно, прямо сейчас нет. Мы решаем вопрос с процессом ассигнований», — ответил Джонсон на вопрос о том, будет ли выносить сенатский законопроект на обсуждение палаты.
По его словам, вопрос ужесточения охраны американо-мексиканской границы США имеет приоритет над отправкой военной помощи за рубеж.
По информации телеканала NBC News, Майк Джонсон хочет провести личную встречу с президентом Джо Байденом, чтобы обсудить законопроект, предусматривающий выделение денег Украине и Израилю, однако пока попытки безуспешны, так как глава Белого дома отказывается встречаться со спикером конгресса.
Тем временем Дональд Трамп заявил, что нарастить помощь Украине до уровня США должны партнеры страны по НАТО, в противном случае «интересы США должны учитываться в первую очередь».
Главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев оценивает шансы на принятие нижней палатой законопроекта 50 на 50.
— Руководство будет сопротивляться. Главный инструмент — не поставить на голосование. Спикер имеет на это право. Второй вариант — развалить законопроект на несколько законопроектов, по этому пути палата уже пошла: отдельно Украина, отдельно Израиль, отдельно Тайвань и отдельно другие вопросы. На сегодняшний день это еще возможно.
В принципе, он может быть поставлен на голосование, если Джонсон заручится поддержкой всех членов Республиканской партии — это 218 (ну, 219) голосов. Если все твердо скажут, что будут голосовать против, то законопроект могут поставить на голосование и провалить. Здесь есть проблемы, потому что в палате представителей есть 20−30 республиканцев, которые близки по взглядам к сенаторам-республиканцам, выступавшим в поддержку Украины. Они могут поддержать такую риторику.
«СП»: Как долго Джонсон может сопротивляться?
— Сказать сложно. Есть еще одна ситуация: демократы считают, что Джонсон может взять курс на забалтывание и задержку рассмотрения законопроекта, опираясь на то, что он уже сказал — сначала вопросы границы, потом все остальное.
В этой связи демократы могут прибегнуть к так называемой резолюции «обхождения». Ее смысл в том, что вопреки решению спикера и профильного комитета, точнее в отсутствии их решения, предложить резолюцию о рассмотрении законопроекта палатой представителей в ускоренном порядке. Для этого надо собрать 218 голосов, сейчас у них 213. Этот вопрос принципиально важен — это процедурная ситуация, которая существует только в палате представителей. Если демократы поставят эту резолюцию на голосования, то встанет вопрос — сколько голосов она соберет. Если республиканцы ее не поддержат и дело ограничится 213 голосами, то она провалится. В этом и суть резолюции — показать есть или нет поддержка. Грубо говоря, какое количество республиканцев может перебежать на сторону демократов. Будут основания полагать, что республиканцы, которые поддержали резолюцию, будут голосовать и за законопроект.
Я бы назвал ситуацию 50 на 50 — есть обходные маневры, есть возможность расколоть республиканскую фракцию.
С моей точки зрения, важен еще фактор времени. В марте конгресс будет заниматься уже вопросом закрытия правительства, может нарастают какие-то кризисы в рамках администрации Байдена — постоянные разговоры о состоянии его здоровья. Короче, затяжка во времени сегодня работает на противников принятия этого законопроекта, поэтому администрация и очень спешила.
Тем более начинается предвыборная кампания, которая также важна. 5 марта — «супервторник», который может многое решить. Иногда конгрессмены, которые будут думать, как голосовать, имеют представление о ходе предвыборной кампании. Они смотрят не только на происходящее в Вашингтоне, но и в избирательных округах. Трамп уже ведет себя как руководитель Республиканской партии и может дать команду по республиканцам, которые поддержат этот законопроект — как говорят в Америке, запраймерить их, то есть прокатить их на первичных выборах. Это важно, поскольку вся палата представителей переизбирается.
«СП»: Если деньги все-таки выделят, на какую конкретно помощь может рассчитывать Киев?
— Можно четко сказать: деньги выделяют на то, чтобы военный конфликт на Украине продолжался весь 2024 год. Это важная победа будет для демократов. На этом Байден и его администрация пытаются вновь въехать в Белый дом.
На разговоры, что деньги останутся в американской экономике, рассчитывать не надо. Это самые настоящие деньги на помощь Украине, на военные действия, на раскручивание спирали. Администрация рассчитывает, что конфликт продолжится, неважно победоносно или нет. Под шумок, под усиление напряженности, может быть и разговоры о прямом столкновении с Россией, о необходимости победы администрация рассчитывает переизбраться на второй срок. Эти деньги специально предназначены, чтобы полномасштабные военные действия на Украине — до последнего украинца -шли на протяжении всего 2024 года. Это прекрасно понимают республиканцы, по крайней мере, Трамп. Если Украина потерпит поражение, это будет поражение Байдена.
Голосование в сенате показало, что в Республиканской партии есть раскол: 22 сенатора — это достаточно много. Это значит, что какое-то количество сторонников усиления Украины среди республиканской фракции палаты представителей есть.
Джонсону надо держаться до последнего, иначе это может кончится крахом его политической карьеры. Очень запутанная ситуация. Украина становится токсичным активом американской внутренней политики.
«СП»: Если не выделят, что может предпринять Киев?
— Ничего не будет. Пойдут обходные маневры, нажимы на союзников, которые будут думать, что опять побеждают трамписты. Если деньги не выделят, это будет победа Трампа. Это значит, что в конце года следует ожидать смены политического руководства.
Применительно к Украине это будет означать разновидность замороженного конфликта, в котором большее значение имеют действия России. У Киева не будет возможности вести наступательные действия, это, скорее всего, будут провокации, атаки дронов. Это не позволит добиться радикального изменения ситуации в пользу Украины.
«СП»: А на ЕС Киев может рассчитывать?
— Американцы уже нажали на Германию, Францию, Великобританию, но Европа помогает в основном гуманитарно. Военные поставки идут только от трех стран — Германии, Великобритании, Норвегии. Остальные — копейки. Но это просто поддержка обороны, чтобы киевский режим не рухнул.
В военном плане Евросоюз не имеет никаких козырных карт. Если Америка не будет выделять деньги, то ЕС найдет способ манкировать.