Украинца узнаешь по поездке: Крым заставляет «водил» из-за Перекопа менять стиль вождения
Грузовики и легковушки с новыми регистрационными знаками во множестве появились на трассах Северного Крыма. Это на полуостров едут соседи-херсонцы. Теперь на их машинах свежие номера. С триколором и собственным кодом субъектов РФ — 84 и 184. Соответственно код 80 присвоен Запорожской области.
Сами крымчане в буквальном смысле перекрестились. За последнее десятилетие здешние автомобилисты успели отучиться от украинского стиля вождения. Реально хамского, когда плюешь на ПДД, а все проблемы решаешь за мзду малую инспектору приснопамятной ДАI. Вернувшись в родную гавань, Крыму пришлось привыкать к жесткому дорожному «мордору». То есть, прикрутить к бамперам российские номера и соблюдать элементарные правила.
Сразу после Крымской Весны сюда в командировку прибыли материковые патрули ГИБДД. Прежних взяток эти ребята почти не брали. До сих пор непонятно, боялись огласки или реально честные?
Следом за необыкновенными ментами на дорогах появилась невиданная прежде жуть — тысячи видеокамер, фиксирующих основные нарушения. Как итог, слишком дорого начало обходиться местным джигитам обыденное превышение скорости, езда по встречке и т. п. В Симферополе и Севастополе дошло до полного кошмара. «Письма счастья» начали приходить за непристегнутый ремень!.. И эту тоталитарную практику обещали распространить на весь солнечный полуостров.
Зато гости до сих пор гуляли, как хотели. Номерные знаки с желто-голубым прапором позволяют творить полный беспредел. Парковка самым наглым образом, как хочу, откровенно мешая остальному народу. У супермаркетов доходило до драк. Скоростной режим любой. Полное игнорирование сигналов поворота и пешеходных переходов. Увы, подобный стиль вождения стал правилом для многих херсонских водил, приезжающих в Крым.
Причина проста — штрафные санкции до них попросту не доходили. Российские структуры не могут оформить штраф по данным украинской регистрации. Тем временем количество таких авто стремительно увеличивалось. Едут по коммерческим делам, к родне или знакомым. Резко повысили производственный ритм гиганты химпрома приграничных городов Армянск и Красноперекопск — «Крымский Титан», «Крымский содовый завод» и другие индустриальные мощности северо-запада республики. Заметим, чуть ли не треть рабочих кадров на том же «Титане» по-прежнему составляют жители Херсонской области. Так было до 2014 года, и сейчас люди охотно вернулись на прежние места.
В цехах, где платят надбавки за вредность, средняя зарплата превышает 75 тысяч. Очень хорошие деньги для украинских работяг. Народ валом валит за крымским рублем. Как говорится, добро пожаловать. Хотя прежние госномера придется сменить. Например, с херсонским укро-кодом ВТ через Перекоп уже не пустят.
Проект приказа о цифровых кодах для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, вошедших в состав России, МВД РФ разработало еще в октябре 2022-го. Тогда же появились номерные знаки нового образца. Хотя скоро у нас только сказка сказывается. Есть целый ряд причин задержки, но в массовом порядке эти номера начали оформлять лишь под занавес 2023-го.
За месяц процесс пошел. Для постановки херсонской или запорожской машины на российский учет достаточно украинских ПТСки и прежнего договора купли-продажи. Однако заявление от владельца транспортного средства примут исключительно при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации.
Получается два в одном. Хочешь оформить авто? Становись полноценным россиянином. Ну и конечно, будь готов принять и оплатить немаленькие дорожные штрафы. Типа «надо, Федя, надо».
Результат феноменальный, людей словно подменили. Водители со свежими номерами 84 и 184 вдруг начали вести себя вполне адекватно. Не «подрезают» других участников движения, вовремя снижают скорость, паркуются не хуже крымчан. Пока не все, хотя нет сомнений, что новая жизнь научит.
А вот характерная деталь социальной картинки. На заводы и приграничные районы степного Крыма народ катит простой, авто в основном бюджетные. Совсем другая публика «топит на газ» по элитному Южнобережью и сказочной красоты дорогам вокруг Севастополя.
На нынешней неделе регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД города русских моряков был вынужден продлить время своей работы. Причина — здешнее МРЭО не справляется с резко увеличившимся количеством граждан, желающих заменить свои украинские водительские удостоверения.
Речь вовсе не про севастопольцах или крымчанах, которые в массовом порядке перерегистрировали автомобили и получали российские права, начиная с апреля 2014-го. Принято правительственное решение, что данные документы, срок действия которых заканчивается в 2024 и 2025 годах, будут действительны еще три года. При этом их продлят автоматически, приходить в МРЭО не нужно.
Тогда кто же сейчас заполонил коридоры севастопольского ГИБДД? Толпы народа у регистрационных окошек чуть ли не полностью состоят из жителей новых регионов Российской Федерации, «временно переместившихся» к самому синему Черному морю. Их так много, что дорожная инспекция не справляется, даже продлив рабочий день до 18 вечера в будни и до 16.00 в субботу.
Судя по машинам, эта публика вовсе не похожа на обездоленных беженцев, убежавших от войны в одних трусах. Красиво жить не запретишь — у Госавтоинспекции выстраиваются шеренги дорогих иномарок и крутых джипов. Хозяева с украинскими номерами под мышкой бегут регистрировать очередь. Взять талон через Госуслуги пока не могут.
Чтобы понять ситуацию, надо учитывать один важный момент. Севастопольское житье-бытье – удовольствие крайне недешевое. Как сообщила замдиректора департамента капитального строительства правительства Севастополя Ирина Гагарина, за минувший год с помощью государственных жилищных сертификатов квартиры тут приобрели две тысячи семей одной только Херсонщины. Множество новоселов прибыло из Донбасса, Запорожской области и других регионов.
По итогам последнего исследования экспертов РИА «Рейтинг», Севастополь сохранил самые высокие стандарты уровня жизни, немногим уступая федеральным лидерам — Москве, Санкт-Петербургу, Московской области. Удивляет факт, как разительно отстала от богатого соседа Республика Крым, занявшая рейтинговую позицию на двадцать мест ниже. Хотя это не самый худший выбор на российских просторах.
Нужны очень серьезные средства, чтобы найти место под желанным севастопольским солнцем. Одного жилищного сертификата тут может не хватить даже на покосившуюся времянку. Однако серьезные люди без проблем выплачивают требуемые суммы. Обосноваться где-нибудь в джанкойских солончаках или ехать дальше на материк они откровенно не хотят.
Две тысячи херсонских семейств — официальные цифры. Реальный поток приезжих на порядок больше. В огромные, круглогодично действующие жилые массивы превратились практически все пригородные дачные кооперативы. От Фиолента, Балаклавы и Сапун-горы вплоть поселков Голландия и Любимовка на Северной стороне — везде кварталы многоэтажных капитальных «дач» реально забиты новоявленными горожанами.
Нынешней зимой узкие улочки садовых товариществ Севастополя стали непроезжими из-за невероятного количества припаркованных машин, в том числе с украинскими регистрационными знаками. Желто-голубые номера надо менять, права тоже. Похоже, километровые очереди в МРЭО рассосутся нескоро.