Business is booming.

«Адмирала Кузнецова» берут на буксир банкиры

0 0

«Адмирала Кузнецова» берут на буксир банкиры

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) перейдет в управление Внешторгбанка. О своей поддержке соответствующего предложения правительства Владимир Путин сообщил на встрече с главой ВТБ Андреем Костиным.

- Advertisement -

По словам президента РФ, сейчас ОСК — «работающая структура, набирающая темп», но «проблем и вопросов много». «Владимир Владимирович, реакция — спасибо за доверие. Когда я об этом первый раз услышал, было, конечно, достаточно неожиданно», — отреагировал Костин.

Детали журналистам раскрыл вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, 100% акций будут переданы в доверительное управление сроком на пять лет. При этом он оговорился, что изменения не должны повлиять на обязательства ОСК перед заказчиками.

В апреле Костин отмечал, что ОСК вряд ли способна оперативно и эффективно нарастить мощности промышленного судостроения, в частности, для нефтегазового экспорта на фоне международных санкций против РФ. Ранее, в августе 2022-го, Путин в ходе совещания по судостроению раскритиковал главу ОСК Алексея Рахманова за убыточные контракты, указав, что нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам страны.

Примером прокола ОСК может служить история с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», который ремонтируют с 2018-го и давно должны были передать флоту, но, как выяснилось, неверно оценили объем работ.

Сейчас верфи стопроцентно государственной ОСК строят ледоколы, транспортные, промысловые и пассажирские суда, а также подводные лодки, боевые и патрульные корабли. Последнее, пожалуй, главное в условиях, когда Россия ведет боевые действия с прокси-силами НАТО.

С момента создания ОСК в 2007 году вокруг отрасли было немало скандалов. То дочь Пескова Елизавета косноязычно рекламировала «судопроизводство» в Севастополе, то некогда приближенный к президенту банкир Сергей Пугачев интриговал с Северной верфью и Балтийским заводом.

Теперь спасать ОСК будет другой банкир — Костин. Поможет? Настораживает, что помимо проблем собственно ОСК, глава ВТБ недавно выступил фронтменом новой волны приватизации в РФ, идеологически привязанной к СВО. Не останется ли после этого страна без флота?

— Я всегда придерживался позиции, что управлять службами и системами должны профессионалы, знающие детали производственного процесса, — прокомментировал пертурбации в российском судостроения капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков. — Не слышал, чтобы банки строили корабли или чтобы там были видные инженеры. Поэтому я не могу одобрять усиление власти банков.

По мнению экономиста Никиты Масленникова, это попытка оптимизации отрасли.

— Речь идет в первую очередь о неэффективности управления компанией. Президент говорил об этом, о заключении убыточных контрактов, еще в прошлом году. Нужно экономить государственные средства. Потому что сколько можно?! В ОСК ведь 100-процентное госучастие, а такой неэффективный менеджмент. Это принципиальная вещь.

«СП»: ВТБ тоже государственный банк…

— Передали тому, кто всегда финансировал, кредитовал, содержал ОСК. Это главная причина. Кроме того, на мой взгляд, обкатывается некая перспективная схема, связанная с дискуссией в правительстве о приватизации. Мол, давайте попробуем. Конечно, это не в чистом виде приватизация — актив передается не частной корпорации, но это уже несколько другое качество, смена собственника внутри государственного сектора — ответ на неэффективную деятельность компании.

Сразу приватизировать ОСК сложно. Это и оборонные программы, и гражданское судостроение. Но государство таким образом демонстрирует, что оно готово искать пути более эффективного использования своей собственности. ВТБ может показать себя хорошо не через 5 лет, а раньше и тогда… Возможно, до конца года приватизируют еще какой-нибудь госактив.

«СП»: Неэффективность ОСК не вызвана тем, что она с начала СВО находится под санкциями? Ведь там высокая доля военных заказов, которые, возможно, просели из-за недостаточного импортозамещения. То есть речь об объективных условиях…

— Эта проблема, внешнее давление, — касается всех госкомпаний, но у ОСК это выражено в наибольшей степени.

«СП»: Как именно отразится контроль ВТБ над ОСК? Не получится так, что ради финансовой эффективности будут секвестированы убыточные направления. Например, военные…

— Костин сказал президенту, что команда ВТБ в курсе дела, понимает, какие проблемы и готова начать работать. Что именно будут делать — вопрос открытый.

Теоретически часть программ, контрактов, заказов могут либо просто сократить, либо отказаться от них. А что-то могут и продать. На то и внешнее управление. Если обоснуют, можно и ликвидировать. Единого сценария реализации внешнего управления нет.

«СП»: При всем масштабе судостроительной отрасли, разве передача активов между госструктурами — это вопрос президента?

— Думаю, это результат планомерной работы ВТБ, который действительно является ключевым финансовым агентом ОСК. Вопрос ставился уже давно. Поэтому когда в РБК появилась колонка о новой большой приватизации, одним из кандидатов была именно ОСК. Поэтому нельзя исключить, что это подготовка к продаже компании через пять лет.

Аппаратно-политические аспекты введения внешнего управления в ОСК оценил политолог Илья Гращенков.

— Судостроительная отрасль — инновационная. На этом поле у нас конкурируют Ростех, Сбербанк, ВТБ… Поскольку Россия — страна корпоративного управления, то всегда возникает вопрос, кому отдать ту или иную отрасль, чтобы она с одной стороны развивалась, а с другой не была забыта, не перешла на периферию внимания.

Например, Росатом занимается атомным ледокольным флотом и успешно. А с другого типа флотом есть определенные проблемы. Кораблей не хватает, верфи не в том состоянии, в котором они востребованы, а потребности в судах растут, мы замахнулись на развитие Севморпути. Вывод: надо отрасль поднимать.

«СП»: В Тг-каналах пишут, что это перераспределение активов между «башнями Кремля». Врут поди?

— Передача ОСК в управление ВТБ даст банку денежные потоки и аппаратно они, конечно, усилят Костина. Но, с другой стороны, с задачей развития отрасли надо еще справиться. Она далеко не на подъеме, скорее, наоборот. Многие вещи надо разрабатывать заново. Поэтому политически это кусок хороший, но, если добиться результата не получится, это риск.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.