Аграновский: Правовых препятствий для возобновления применения смертной казни нет
Депутаты Госдумы собираются обсудить возможность снятия моратория на смертную казнь в России. Первые чтения должны пройти на площадке Общественной палаты сразу после того, как завершится подготовка парламентского законопроекта по возвращению высшей меры наказания.
Как рассказали «Известиям» в Конституционном суде, вопрос отмены моратория на смертную казнь в РФ может стать предметом рассмотрения КС.
Мораторий на сметную казнь в России был установлен в 1999 году постановлением Конституционного суда. По словам адвоката, общественного деятеля Дмитрия Аграновского, это было связано с тем, что не во всех регионах тогда еще были организованы суды присяжных.
Сегодня суды присяжных точно созданы во всех субъектах РФ, и даже из-под них уже выведена террористическая статья. Многие ссылаются на постановление КС от 2009 года, в котором, если простыми словами, сказано, что смертная казнь утратила свое значение в имеющейся системе правового регулирования и, исходя из международно-правовых реалий, а также обязательств Российской Федерации.
«Совершенно очевидно, что реалии очень сильно изменились. Наши „партнеры“ и „дружки“ просто вытерли ноги о выполнение нами всех международных обязательств. Поэтому и мы свободны от обязательств в отношении них. Никаких правовых препятствий для возобновления применения смертной казни нет. В Уголовном кодексе они как была, так и есть. Если вы откроете ч. 2 ст. 105 УК, то там написано: до пожизненного заключения или смертной казни. И в других статьях, связанных с убийствами, покушениями на жизнь государственных деятелей, правоохранительных органов, как была смертная казнь, так она и есть», — пояснил Аграновский «Свободной Прессе».
Адвокат подчеркнул, что мораторий — «это не правовая категория». Если исходить буквально из постановления КС, то мораторий был вызван международно-правовой ситуацией и обязательствами РФ. Сегодня эти два условия изменились.
«На мой взгляд, даже отменять ничего не надо. Нет никаких препятствий для немедленного ее использования… Закон — это инструмент регулирования человеческих отношений. Он предназначен для того, чтобы удовлетворять потребности общества. Если законодательство входит в противоречия с потребностями общества, тогда власть, соответствующие политики задают другие параметры. Они ставят перед группой юристов задачу — обосновать возможность применения смертной казни. Но для начала, конечно, нужно политически решить, что она нам необходима», — отметил собеседник издания.
Аграновский напомнил, что одной из целей наказания является восстановление социальной справедливости, а также предупреждение дальнейших преступлений. Поэтому сегодня необходимо четко выразить политическую волю: «нам нужен механизм», поскольку запрос в обществе на это есть.
«Я не вижу даже необходимость законодательных поправок, потому что смертная казнь в УК РФ есть в отдельных статьях. Причем, за просто терроризм эта мера не предусмотрена. Но то, что произошло в „Крокус Сити Холле“, — это совокупность преступлений. Сегодня дана квалификация по ст. 205, но это абсолютно не означает, что нельзя впоследствии переквалифицировать на ст. 105, факты убийства же налицо», — добавил эксперт.
Ранее в петербургском аэропорту задержали Николая Конашенка, мужа бывшего директора «Новой Голландии» Роксаны Шатуновской, который писал посты с признаками экстремизма о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле».