Батька, дай миллиард! Российские инвесторы грозят Белоруссии дефолтом
Владельцы ценных бумаг, выпущенных Белоруссией, под названием «евробонды» адресовали Минску сообщение о его возможном дефолте. Что-то такое, в смысле невозможности расплатиться по долгам, мы проходили в 1998 году. Сейчас это иностранное словечко больше мелькает в молодежной речи: «по дефолту» — значит, беспросветно гнусно.
Еще пару лет назад одно рейтинговое агентство присвоило Белоруссии статус «ограниченный дефолт». Скоро будет полный?
Пока же группа инвесторов из восьми физических лиц и пяти компаний направила в адрес главы Минфина Белоруссии Юрия Селиверстова уведомление о неполучении выплат по пяти выпускам еврооблигаций: Belarus 2023, 2026, 2027, 2030 и 2031. Инвесторы владеют бумагами этих выпусков на $178 млн, а всего надеются предъявить к оплате облигаций на $3,25 млрд. Грозятся обратиться в Лондонский международный третейский суд (LCIA) с иском о взыскании долгов с Белоруссии, пишет РБК. С одной стороны, что нам эти три миллиарда, когда у России враги целых триста зажали!
Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев уточняет, что Минск предлагает заплатить по своему долгу белорусскими рублями:
— Это вряд ли кого-то устроит. Сейчас есть угроза, что инвесторы могут действительно подать в суд на Белоруссию, дабы признать эту страну банкротом, который отказывается платить по долгам. Я думаю, что, скорее всего, ее руководство надеется на Россию, которая возьмет на себя обязательство рассчитаться за эти евробонды: либо оформив какой-то очередной кредит, либо как-то иначе уладить вопрос с покупателями белорусских ценных бумаг.
На каком-то этапе именно российские власти разрешили размещать белорусские евробонды в своей финансовой системе, в определенной степени выступая гарантами платежеспособности Белоруссии.
Я не знаю, почему люди и организации покупали эти ценные бумаги? Для белорусской стороны это далеко не первый случай такого рода поведения не только в сфере финансов, но и в бизнесе, в поставках и во всем остальном. Меня, честно говоря, поразило то, что покупатели евробондов ведут себя как-то не очень адекватно. Они вообще-то должны были сначала посмотреть кредитную историю страны. Но они пошли на это.
«СП»: Не иначе их заставили, «выкручивали руки»?
— Я бы так не сказал. Но сейчас получается, что у Александра Лукашенко в очередной раз возникло желание воспользоваться российскими деньгами. Но нам сейчас они самим очень нужны, ведь мы с вами в конфликте со всем блоком НАТО.
Белорусы же ведут себя довольно странно. Им кажется, что происходящее никак не скажется на их рейтинге, на отношении к ним инвесторов. Их поведение можно охарактеризовать словами «День прожили и хорошо».
«СП»: А как в этих условиях чувствует себя реальная экономика, каково простым жителям страны?
— Неплохо, учитывая, что Белоруссия нам в прошлом году обошлась в 15 миллиардов всевозможных дотаций. Не возвратных кредитов, а именно безвозвратных дотаций, послаблений, преференций и скидок на нефть, газ, железнодорожный транспорт, например, и все такое прочее. Жить можно — за счет соседнего государства. У простых людей в этой стране растет зарплата, там более или менее неплохо. Социально-экономические проблемы есть, они сейчас везде, но в Белоруссии они терпимые.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что главное — не политизировать сложившуюся ситуацию:
— Как работает белорусская экономика, мы с вами знаем по многочисленным ярмаркам белорусских товаров. А с этими евробондами пусть разбираются руководители правительств, экономисты и финансисты на своем «птичьем языке» — кто кому должен, кто кого «кормит». Да, конечно, нужно торговаться. Это случается даже между близкими партнерами и коллегами. Что с нами китайцы разве не торгуются до последнего юаня? Поэтому, мне кажется, что все это нагнетание сейчас ни к чему хорошему не приведет.
Прямо скажу, я никогда не был преданным поклонником Александра Григорьевича, но, тем не менее мне кажется, не стоит гнать волну. Кому положено, смею вас заверить, разберутся. У нас председатель правительства — специалист именно в сфере финансов и налогов, его на хромой козе не объедешь.
«СП»: Но и военно-политическая обстановка такова, что разместить «Искандеры» и бомбардировщики на границе НАТО дорогого стоит?
— В общем-то да, конечно!
Политолог, эксперт Института стран СНГ Игорь Шишкин напоминает, что Минфин Белоруссии не против заплатить набежавшие проценты в белорусских рублях:
— По всей видимости, этот шум — не более, чем провокация тех наших инвесторов, которые либо уже на Западе или собираются туда отъехать. Мне кажется, понятно, откуда торчат уши, но это утверждение, конечно, бездоказательно…
Как заявил первый заместитель премьер-министра Николай Снопков на совещании у президента Александра Лукашенко, годовая инфляция на 1 декабря составила в Белоруссии 5,4%. У нас официально 7,5% и, что интересно, индекс потребительских цен примерно такой же: 107, тогда как в Белоруссии — 109.
По данным Национального статистического комитета, в январе — ноябре 2023-го объем ВВП составил 198 млрд белорусских рублей, или 104% к уровню аналогичного периода 2022 года. То есть в республике все идет ровно, никаких пертурбаций из-за начала СВО не случилось.
Объем товарооборота за год составляет 40 млрд долларов США. Экспорт Белоруссии в Россию 16 млрд долларов, оттуда везут одежду, текстиль, обувь, галантерею, продукты питания, косметику, бытовую химию. Импорт — 24 млрд, мы отправляем туда солярку, нефть и газ.