Эльвира Набиуллина: Российский бизнес настроен оптимистично
Высокая ключевая ставка Центробанка РФ препятствует перегреву отечественной экономики, заявила глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина в своем выступлении в Государственной думе с отчетом о работе за 2023 год.
Набиуллина напомнила депутатам, что осенью 2023 года у многих россиян были опасения, что повышение ключевой ставки (в настоящее время она составляет 16%) затормозит развитие экономики. «Но мы видим, что это не так», — заявила она. По ее словам, ЦБ на протяжении десяти месяцев удерживал ключевую ставку на уровне 7,5% для того, чтобы экономика страны могла восстановиться. Однако по окончании восстановительного процесса последовал рост инфляции, поэтому ставку пришлось плавно поднимать до 16%.
Она также напомнила, что в первом квартале 2023 года отечественная экономика растет довольно быстрыми темпами. При этом бизнес, по ее словам, настроен оптимистично, поскольку ожидает увеличения спроса на свою продукцию.
Чтобы произошло увеличение предложения на рынках, необходимо время, в то время как отставание производства от спроса способствует не только росту цен, но и повышению востребованности импортной продукции. Однако, заметила Набиуллина, «для импорта нужна валюта, а если экспорт, как в нашем случае, не растет, то повышенный спрос неизбежно ведет к ослаблению рубля».
Также высокая ставка, по утверждению главы Центробанка, является инструментом защиты реальных доходов граждан в части банковских сбережений (приток денег на вклады за последние пять месяцев 2023 года увеличился на 5,3 трлн рублей) и способствует стабилизации рублевого курса.
Экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев соглашается с оценкой положения, высказанной руководителем ЦБ в Госдуме.
— Все верно: экономика растет достаточно быстро, инфляцию нужно брать под контроль, люди несут деньги в банки. Рубль сегодня стал валютой сбережений — на счетах в банках у наших сограждан лежит 46 трлн рублей.
«СП»: Высокая ставка помогает сдерживать инфляцию?
— Это стандартная антиинфляционная мера. Она также помогает стабилизировать курс рубля, здесь Эльвира Набиуллина совершенно права. Руководство банка России, включая Набиуллину, ее заместителя Алексея Заботкина, начальника департамента денежно-кредитной политики Кирилла Тремасова — профессионалы своего дела, все делают правильно.
«СП»: Думаю, многие граждане не согласятся, когда ощущают инфляцию на себе.
— Гражданин видит прежде всего подорожавший товар. Но он чаще всего не замечает снижение стоимости другого товара, не оценивает потребительскую корзину целиком. К сожалению, большая часть населения у нас остается экономически безграмотным. Люди, как правило, замечают наиболее тревожащие их моменты и не оценивают картину в целом.
Можно добавить, что в 2023 году восстановился наш фондовый рынок, он вырос более чем на 40 процентов. Кроме того, восстановилось IPO — компании стали выходить на биржу, прежде всего в сфере информационных технологий. Это самое главное, на мой взгляд.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников также полагает, что Центробанк вынужден пока держать высокую ставку.
— К сожалению, сейчас есть инфляционные риски, которые не снижаются. Так, проведенный Росстатом недельный замер инфляции показал, что в годовом выражении она поднялась до 7,77 процента, хотя еще неделю назад этот показатель составлял 7,61 процента. И в этих условиях ЦБ вынужден сохранять имеющуюся ставку.
Одна из причин такого положения заключается в том, что рост реальных доходов и реальных зарплат в прошлом и текущем году он достаточно серьезно разогревает потребительский спрос. И разрыв спроса и предложения продолжает сохраняться на достаточно высоком уровне. А это почти всегда ведет к перегреву экономики.
Кроме того, достаточно активно наращиваются бюджетные расходы — нужно, скажем, поддерживать многодетные семьи, закрывать вопросы, связанные с импортозамещением, и многое другое. Это все необходимые моменты, но они чреваты, опять же, инфляционными рисками. И Набиуллина сказала правдивые вещи, почему она вынуждена вести жесткую денежно-кредитную политику.
«СП»: Когда можно ожидать снижения ставки? Все-таки безболезненным процессом ее сохранение на текущем уровне назвать нельзя.
— Как только Центробанк почувствует, что инфляция начинает устойчиво замедляться — когда будет достигнут баланс спроса и предложения и немного охладится потребительский спрос. Возможно, это произойдет во второй половине нынешнего года. Хотя ситуация меняется довольно быстро, это надо учитывать.
«СП»: Кроме того, что залезает в карманы небогатых людей, как выразилась глава ЦБ, какие еще опасности несет это явление сегодня?
— Она всегда ведет к ослаблению курса рубля, если у вас нет серьезных экспортных поступлений. Пока у нас с экспортом не все благополучно — он растет, но не столь значительно, как хотелось бы.
«СП»: Но курс рубля тоже ослабевает…
— Пока снижение происходит плавно, и это является заметным фактором экономической жизни страны. И здесь Центробанку приходится сохранять текущую ставку, пока курс рубля не стабилизируется на уровне 90 рублей за доллар. Пока рубль не может укрепиться по ряду причин, одной из которых является нестабильное положение с нефтяным экспортом.
Скажем, между поставками нефти и оплатой за нее существуют достаточно большие лаги. Поэтому пока положение не стабилизируется, не будут отлажены платежно-расчетные механизмы за экспорт — трудно ожидать перемен в курсе рубля и, как следствие, снижение ставки. Хочу заметить, что позиция Набиуллиной находит поддержку, в частности, спикера Госдумы Володина, заявившего, что не нужно слишком давить на ЦБ в плане снижения ставки.