Мясо птицы в дефиците: Наши куры улетают в теплые страны
Вслед за резким увеличением стоимости куриного мяса совершенно внезапно данный товар стал пропадать с прилавков, особенно это касается филе и прочих полуфабрикатов. Тушки пока лежат, но привычных лотков с бёдрышками и прочей «разделкой» во многих супермаркетах уже нет. Очень странно, ведь полное самообеспечение России по мясу птицы было зафиксировано много лет назад, и с тех пор вроде как ничего не изменилось.
«Сейчас на российском рынке все потребители куриного мяса сталкиваются со сложной ситуацией, связанной, в том числе, с его дефицитом. И мы не исключение. В сложившейся непростой ситуации мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы обеспечить рестораны свежим куриным мясом», — заявили в компании «Юнирест» (управляет брендами Rostic’s и KFC в России).
Другие участники ресторанного рынка подтвердили наличие серьёзной проблемы — собственно, она видна и невооружённым глазом. Можно зайти в любой магазин, особенно эконом-класса, и полюбоваться на полупустые полки. Которые ещё недавно буквально ломились от лотков со всевозможной «разделкой» — начиная от грудок и заканчивая мало кому нужными крылышками и гузками. Сейчас же ассортимент, по большей части, представлен целыми тушками. Но хоть так…
На полную самообеспеченность по мясу птицы наша страна вышла только в 2018 году, но при этом рост отрасли ещё три года продолжался. В 2022-м случился небольшой спад — произвели 5,13 млн тонн в убойном весе против 5,18 млн тонн в 2021 году. Данные Росстата, но в данном случае это не особо важно. Профицит производства остановился на уровне 3%.
В 2021-м на экспорт ушло около 290 тысяч тонн мяса птицы (вывозят филе) и субпродуктов. Посчитаем немного. Уменьшим убойный вес на 15% за счёт костей и тех потрохов, что точно идут на выброс — получится 4,4 млн тонн. Таким образом, экспорт того года составил около 6,5% от произведённого объёма. Уже больше профицита производства, однако это было нивелировано увеличением потребления свинины.
В 2022-м производство в весе мяса птицы уменьшилось до 4,35 млн тонн, а вот экспорт ещё вырос — на 11% в физическом выражении, до 325 тысяч тонн. Которые, как несложно посчитать, составляют 7,5% от объёма производства. И это мы учитываем только официальные цифры, а ведь есть «левые» поставки в тот же Казахстан, и не только. Откуда товар переправляется дальше, в основном в недружественные страны.
«Причина нехватки бройлера на рынке — рост экспорта, прежде всего в Саудовскую Аравию. По данным агентства ИМИТ, экспорт мяса птицы из России в I квартале 2023 года вырос на 4% до 86 200 тонн. Саудовская Аравия занимает третье место по ввозу мяса бройлера с долей 13%. Первые два места у Китая (36%) и Казахстана (16%). Кроме того, увеличились поставки на присоединенные территории России, что также отвлекло часть объема», — ещё в мае сего года предупреждал старший партнер AD Libitum Андрей Соколов.
Падение курса рубля сделало экспорт ещё более привлекательным, и что творится сейчас с цифрами вывоза курятины, можно только догадываться — статистики резко не стало. Но точно ничего хорошего. Точно та же ситуация, что и на рынке ГСМ, когда из России вывезли большую часть бензина и дизтоплива.
И тут возникает системный вопрос — а зачем стране нужны отраслевые министерства как таковые? Если уж они не в состоянии обеспечить планирование и развитие своих направлений, то хоть следить за обеспечением рынка, по идее, должны. То есть производить все те вычисления, что представлены выше. Ничего сложного, что бы выходило за уровень способностей чиновников, даже умножать не нужно — это не всем дано. Просто складывать и вычитать — два арифметических действия, которым учат в первом классе школы.
Берётся прогноз по производству на следующий год — по сценарию-минимум, то есть что произведём немного. Из него вычитается прогноз по внутреннему потреблению, наоборот, по максимуму. Таким образом получается та цифра, которую можно вывезти. Или не получается, тогда экспорт запрещается. И всех тех, кто нарушает запрет, штрафуют так, что мало не покажется. Ведь обеспечение внутреннего рынка, особенно продовольствием, должно быть превыше всего!
Собственно, так оно работает и по всему миру, и по всем отраслям экономики. По ГСМ, по металлу, по зерну, по сахару, по мясу, наконец. У нас не работает, и чем занимается Минсельхоз в принципе непонятно. Вариант того, что в Орликовом переулке собрались сплошь альтернативно одаренные, не способные к арифметике, конечно, интересный. Но тогда получается, что и топливно-энергетическим комплексом РФ тоже управляют умственно неполноценные персонажи. Ровно как металлургией, лесной промышленностью и т. д.
Кретинов в министерствах, конечно же, нет, но и регулирования экономики в целях обеспечения российских потребителей, как мы видим, тоже. Тот же глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев попытался выступить на тему проблем с ГСМ, но тут же замолчал. Не иначе как ему объяснили, что не стоит «нагнетать» — всё в стране хорошо. И не нужно совать палки в колёса крупному бизнесу. Впрочем, это потом объяснили и Кремлю.
Доходы от экспорта мяса — в том числе куриного — быстро растут, так, за 2022 год они увеличились на 51%. За этот год, по прогнозам отраслевых специалистов, рост составит 70% и более того. Ведь 99% себестоимости в рублях, российская валюта падает, то есть прибыль на зарубежных поставках зашкаливает.
Между тем рост производства практически отсутствует, с января по август сего года было получено 4,3 млн тонн птицы в живом весе (в убойном на 20% меньше) — всего на 0,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Да и эта цифра «успеха» — в рамках статистической погрешности. В общем, птицеводство перестало развиваться. В том числе потому, что в стране напрочь уничтожено кредитование промышленности — при таких ставках чтобы окупить ссуду, нужно не кур выращивать, а наркотики.
Свиноводы маскируют рост экспорта мифической «африканской чумой свиней», птицеводы — птичьим гриппом. Не менее фейковым. Чиновники делают вид, что верят. Им, равно как и производителям, наплевать на то, что будут есть граждане страны. И будут ли вообще.
«Внутренний потребительский рынок полностью обеспечен мясом курицы. В условиях сохраняющегося роста спроса на мясо птицы российские предприятия продолжают наращивать объёмы производства — для этого задействованы все мощности. По итогам 2023 года ожидается положительная динамика показателей в отрасли», — вещают в Минсельхозе.
То есть «вы всё врёте», дорогие сограждане, да и глазам своим доверять тоже не стоит — на прилавках, на самом деле, всё есть. Ещё один аргумент в пользу того, что данное ведомство стоило бы упразднить как таковое. Толку от него ровно ноль, а врунов у нас в верхах и так в избытке.
«Текущий рост цен на мясо птицы носит сезонный характер, традиционный для летнего периода. Кроме того, динамика обусловлена развитием внутреннего туризма, что дополнительно повышает спрос на эту продукцию, а также увеличением производственных издержек. Вместе с тем уже в сентябре на рынке ожидается снижение цен, что подтверждают основные производители птицеводческой продукции», — это августовский «перл» ведомства.
На дворе уже октябрь, а цены на курятину почему-то продолжают переть вверх. Более того, теперь ещё налицо и явно искусственно созданный дефицит. Вроде как туристы, которые сожрали все окорочка и грудки, вернулись по домам, пора бы всему и подешеветь. Но не дешевеет, зато пропадает из продажи. Что явно демонстрирует полную неспособность властей управлять ситуацией. Или нежелание этим заниматься.