«Отменяя» Пушкина, в Министерстве образования вбросили пробный шар
Заявление в социальных сетях доцента Санкт-петербургского государственного университета (СПбГУ) Николая Карпова, что Федеральный институт педагогических исследований (ФИПИ) удалил из кодификатора ЕГЭ 2024 года Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других отечественных писателей XIX века вызвало серьезный общественный резонанс.
Впрочем, как пояснили «Свободной Прессе» в Рособрнадзоре, знание произведений этих авторов, проверяется в рамках ОГЭ по литературе после девятого класса. При этом, как пояснили в ведомстве, это вовсе не означает, что знание Пушкина на ЕГЭ не понадобится: «Знание произведений русских классиков понадобится, например, в задании 10, где требуется сопоставить стихотворные произведения разных периодов, а также в задании 11 — сочинение».
«В традиционном полноформатном сочинении по литературе предложена одна из пяти тем на выбор: „Страницы истории в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)“, где участнику Единого госэкзамена предоставлена возможность самостоятельно выбрать произведении», — говорится в официальном ответе Рособрнадзора. При этом в ведомстве уточнили, что при правильных ответах на эти вопросы, участники ЕГЭ могут получить более 54 процентов от максимального балла.
Депутат Госдумы от КПРФ, председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей, лидер Всероссийского женского союза (ВЖС) «Надежда России», Нина Останина призналась, что также поручила подготовить запрос в Рособрнадзор, чтобы удостовериться, что это действительно так.
«Однако окончательной уверенности в том, что Пушкина Лермонтова, Гоголя и других классиков в действительности „не исключили“ из кодификации ЕГЭ на предстоящий год, у меня пока нет — слишком уж высоко занесли палицу против нашего образования», — отметила она.
При этом, политик призналась, что у нее складывается ощущение, что за подобной «ревизией» стоят не какие-то западные силы: «Думаю, что те, кто составлял кодификацию, просто оперативно среагировали на общественную реакцию родительского сообщества, экспертного и педагогических сообществ. Именно эта реакция заставила ФИПИ дать моментальный „обратный ход“. Не верится, что какие-то недоброжелатели из „команды Байдена“ управляют нашим образованием и указывают, кого из писателей нам рекомендовать нашим детям. Полагаю, это делается непрофессиональными людьми изнутри Министерства науки и высшего образования, теми, кто, похоже, сам не понимает, какой урон может нанести исключение произведений этих авторов из школьной программы».
По мнению Нины Останиной, чиновники от образования попробовали провести эксперимент — как мол, среагируют в обществе? «А в обществе „инициативу“ категорически не поддержали. Потому-то сразу и последовало: „этого не было, это случайно“. Но, боюсь, что они продолжат что-то придумывать. Найдут других авторов, которые, с точки зрения чиновников, кажутся малозначительными. Я на 90 процентов уверена, что это была попытка „пробного шара“ — почерк власти типичен».
Парламентарий напомнила, что сама идея ЕГЭ родилась не в России.
«Действительно, сейчас многие предлагают ЕГЭ отменить. Впрочем, я сейчас встречалась с родителями и педагогами в Иркутской области, задавала им вопросы про ЕГЭ, и ряд женщин мне сказали: а моему ребенку ЕГЭ помогло поступить в московский институт. Если бы ЕГЭ не было, он бы не поступил, поскольку требуются очень большие деньги на дорогу до столицы, которых у нас, к сожалению, нет. При этом я поинтересовалась — сам ли поступил? Репетитора нанимали? Мамы признались, что нанимали. А это говорит о том, что многих сегодня не устраивает качество школьного образования», — отметила депутат-коммунист.
Как обратила внимание Нина Останина, в идеале было бы хорошо сохранить возможность подать документы сразу в несколько вузов, и при этом вернуть качество образования, которое было в советской школе.
«Коммунистическая партия выступает за добровольность ЕГЭ. Я часто привожу пример, когда ребята из наших кавказских республик — победители олимпиад и „стобалльники“, поступили в Москве и учились… до первой сессии. А потом стало очевидным, что их показатели „дутые“. Таким образом, система ЕГЭ не позволяет контролировать качество знаний. Пока, к сожалению, это во внимание не принимается — российские приверженцы единого госэкзамена из властных коридоров никуда не делись, поэтому отказаться от ЕГЭ мы сможем лишь тогда, когда не будет людей, выстраивающих барьеры. Однако, предложение КПРФ о добровольности ЕГЭ, — а этот законопроект внесен в Госдуму, его разработали Олег Смолин, Иван Мельников, я тоже соавтор этого закона, — думаю, такой документ имеет право на будущее. Надо поднимать качество российского школьного образования», — подчеркнула Нина Останина.