Business is booming.

Анатомия задержек авиарейсов: «Клапаны» поизносились, с запасными туго

0 0

Анатомия задержек авиарейсов: «Клапаны» поизносились, с запасными туго

В российской авиационной отрасли очередной скандал — компания Red Wings отменяет или задерживает рейсы. Причина банальна: сломалась пара самолётов, а резервных-то и нет. В данном случае налицо «слабое звено», которое первым дало сбой, но в целом тенденция очень тревожная. Российским компаниям перекрывают поставки запчастей, каналов, по которым их можно купить, становится всё меньше. А отечественные производители продолжают кормить «завтраками».

- Advertisement -

«По поручению председателя Следственного комитета Российской Федерации следственными органами Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, при организации полетов авиакомпанией «Ред Вингс» (ч. 1 ст. 238 УК РФ).

Следствием установлено, что 13 августа 2023 года ответственные за техническую эксплуатацию воздушного судна лица из числа работников авиакомпании АО «Ред Вингс» приняли решение о выполнении авиарейса по маршруту Анталья — Москва (Жуковский) для перевозки 406 пассажиров при неисправности установки, отвечающей за систему кондиционирования внутри воздушного судна и обеспечение запуска двигателей без использования наземного оборудования.

В результате допуска к осуществлению полёта воздушного судна возникла реальная угроза безопасности жизни или здоровья пассажиров вследствие их длительного пребывания внутри салона самолета, в котором была зафиксирована высокая температура воздуха", — говорится в сообщении Следственного комитета.

Ничего страшного, к счастью, не случилось, а расследование СК является, скорее, следствием многочисленных жалоб пассажиров, которые не могут улететь на отдых. Или вернуться домой. Всё банально: у Red Wings сломалось сразу два самолета Sukhoi Superjet 100, и весь бизнес посыпался. Помимо них у фирмы ещё 16 штук SSJ-100 и три Boeing 777, то есть из строя моментально вышло 10% парка компании. Катастрофа. Но ведь и «американцы» тоже не застрахованы от поломок.

«Авиакомпания маленькая, и, в отличие от крупных перевозчиков типа „Аэрофлота“ или S7, у них нет собственных служб технического обслуживания и ремонта. Я бы не сказал, что Superjet супернадежный. Есть и дефицит запчастей, как раз на Superjet даже больше проблем с ними. Потому, что кроме как в России, они практически нигде не летают. Очень многие детали там свои — свечи, топливные фильтры и так далее… Производство всего этого приходится срочно осваивать в России, что происходит не так быстро, как хотелось бы», — объясняет авиаэксперт Илья Шатилин.

Или не происходит вовсе, ведь как обстоят дела с пресловутым импортозамещением всем известно. О каких-либо новых производствах, в том числе связанных с авиапромом, ничего не слышно. Собственно, в других отраслях тоже.

«Как убедительно разъяснил депутатам Госдумы еще в мае прошлого года министр экономического „развития“ Решетников, представления о том, что термин „импортозамещение“ означает переход от импорта необходимой продукции к ее самостоятельному производству, устарел: для бюрократии отечественной сборки „импортозамещением“ является и замена европейского импорта китайским или турецким», — говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

Так что SSJ-100 будут потихоньку — или не очень потихоньку — выбывать из строя. Причём с концами. Если на Airbus, Boeing и Embraer запчасти и расходники раздобыть пока ещё можно, то со «скрепным» аэропланом всё гораздо хуже. Машину собирали по принципу «с мира по нитке». Теперь нужно заказывать производство деталек, а это нынче нереально — пошлют.

«Red Wings сгубила жадность, то есть можно всё было сделать, но они платить не хотели. Видимо, сказали пассажирам: посидите, просто жарко, у нас не работает вспомогательная установка, этим они сами себя подставили», — считает старший пилота-инструктор авиакомпании «Регион Авиа» Алексей Базеев.

Жадность — да, очень точно сказано. Не имея резерва, авиакомпания эксплуатировала имеющуюся технику в очень напряжённом режиме, когда за день самолёт делает по несколько рейсов. Август, самый туристический «отпускной» месяц, нужно «рубить бабло». Но стоило сломаться паре бортов и всё, хана — график полетел ко всем чертям.

«Обычная практика небольших компаний — гонять технику до того момента, когда она уже начинает сыпаться. С нормальными самолётами такой „бизнес“ удаётся проворачивать — у них ресурс огромный, сделаны на совесть. Но с SSJ-100 они, конечно, погорячились. Всем ещё очень повезло, что не случилось никакой трагедии. Увы, подобных им компаний хватает, и что будет с их парком воздушных судов, в общем-то, понятно. Даже если там и иностранные машины», — говорит пилот Airbus-319 Юрий.

По-хорошему, российским властям стоило бы наложить запорет на полёты Red Wings — до выяснения обстоятельств минимум. Пока, действительно, не случилось непоправимого. И, параллельно, проводить объективное расследование на тему того, что творится в других авиакомпаниях. Начав с мелких, специализирующихся на чартерных рейсах.

Но в это как-то слабо верится, точнее, не верится совсем. А когда случаются авиакатастрофы, чиновники начинают изображать активность, писать всякие бумажки, инициировать законы и постановления. Так, для виду.

Импортозамещения нет и не предвидится, причём за провалы, как обычно, никто не ответил. Так, поставки самолетов Ил-114−300 вообще непонятно, когда начнутся, и начнутся ли.

«В первую очередь сроки зависят от того, какие компоненты на него поставят и как скоро, как массово отечественные производители будут готовы их поставлять. Думаю, это будет самый важный вопрос. Мы и по другим проектам видим, что они запаздывают», — считает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Даже советский Ил-96−400 самый скрепный в мире авиапром повторить не смог, и теперь чиновники вещают, что он и не нужен.

По так называемому Superjet NEW сроки могут быть перенесены, в следующем месяце машина вряд ли поднимется в воздух. А уж серийное производств со сдачей готовой продукции заказчику в декабре 2023 года — это вообще ненаучная фантастика. Собственно, про эти заявления января сего года все уже забыли, сроки начала серийного производства перенесены на конец 2024-го. Перенесут ещё раз — на конец 2124-го.

Ситуация с Red Wings — это только верхушка айсберга. Главные проблемы скрыты от глаз.

А они в том, что в отсутствии собственного производства и импортных поставок число самолётов будет неизменно уменьшаться В какой момент прозвучит команда «стоп, машина», пока непонятно, но, думается это время уже не за горами. Каналы параллельного импорта запчастей и расходников продолжают перекрывать, а наши чиновники ищут какие-то другие каналы.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.