Анатомия задержек авиарейсов: «Клапаны» поизносились, с запасными туго
В российской авиационной отрасли очередной скандал — компания Red Wings отменяет или задерживает рейсы. Причина банальна: сломалась пара самолётов, а резервных-то и нет. В данном случае налицо «слабое звено», которое первым дало сбой, но в целом тенденция очень тревожная. Российским компаниям перекрывают поставки запчастей, каналов, по которым их можно купить, становится всё меньше. А отечественные производители продолжают кормить «завтраками».
«По поручению председателя Следственного комитета Российской Федерации следственными органами Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, при организации полетов авиакомпанией «Ред Вингс» (ч. 1 ст. 238 УК РФ).
Следствием установлено, что 13 августа 2023 года ответственные за техническую эксплуатацию воздушного судна лица из числа работников авиакомпании АО «Ред Вингс» приняли решение о выполнении авиарейса по маршруту Анталья — Москва (Жуковский) для перевозки 406 пассажиров при неисправности установки, отвечающей за систему кондиционирования внутри воздушного судна и обеспечение запуска двигателей без использования наземного оборудования.
В результате допуска к осуществлению полёта воздушного судна возникла реальная угроза безопасности жизни или здоровья пассажиров вследствие их длительного пребывания внутри салона самолета, в котором была зафиксирована высокая температура воздуха", — говорится в сообщении Следственного комитета.
Ничего страшного, к счастью, не случилось, а расследование СК является, скорее, следствием многочисленных жалоб пассажиров, которые не могут улететь на отдых. Или вернуться домой. Всё банально: у Red Wings сломалось сразу два самолета Sukhoi Superjet 100, и весь бизнес посыпался. Помимо них у фирмы ещё 16 штук SSJ-100 и три Boeing 777, то есть из строя моментально вышло 10% парка компании. Катастрофа. Но ведь и «американцы» тоже не застрахованы от поломок.
«Авиакомпания маленькая, и, в отличие от крупных перевозчиков типа „Аэрофлота“ или S7, у них нет собственных служб технического обслуживания и ремонта. Я бы не сказал, что Superjet супернадежный. Есть и дефицит запчастей, как раз на Superjet даже больше проблем с ними. Потому, что кроме как в России, они практически нигде не летают. Очень многие детали там свои — свечи, топливные фильтры и так далее… Производство всего этого приходится срочно осваивать в России, что происходит не так быстро, как хотелось бы», — объясняет авиаэксперт Илья Шатилин.
Или не происходит вовсе, ведь как обстоят дела с пресловутым импортозамещением всем известно. О каких-либо новых производствах, в том числе связанных с авиапромом, ничего не слышно. Собственно, в других отраслях тоже.
«Как убедительно разъяснил депутатам Госдумы еще в мае прошлого года министр экономического „развития“ Решетников, представления о том, что термин „импортозамещение“ означает переход от импорта необходимой продукции к ее самостоятельному производству, устарел: для бюрократии отечественной сборки „импортозамещением“ является и замена европейского импорта китайским или турецким», — говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Так что SSJ-100 будут потихоньку — или не очень потихоньку — выбывать из строя. Причём с концами. Если на Airbus, Boeing и Embraer запчасти и расходники раздобыть пока ещё можно, то со «скрепным» аэропланом всё гораздо хуже. Машину собирали по принципу «с мира по нитке». Теперь нужно заказывать производство деталек, а это нынче нереально — пошлют.
«Red Wings сгубила жадность, то есть можно всё было сделать, но они платить не хотели. Видимо, сказали пассажирам: посидите, просто жарко, у нас не работает вспомогательная установка, этим они сами себя подставили», — считает старший пилота-инструктор авиакомпании «Регион Авиа» Алексей Базеев.
Жадность — да, очень точно сказано. Не имея резерва, авиакомпания эксплуатировала имеющуюся технику в очень напряжённом режиме, когда за день самолёт делает по несколько рейсов. Август, самый туристический «отпускной» месяц, нужно «рубить бабло». Но стоило сломаться паре бортов и всё, хана — график полетел ко всем чертям.
«Обычная практика небольших компаний — гонять технику до того момента, когда она уже начинает сыпаться. С нормальными самолётами такой „бизнес“ удаётся проворачивать — у них ресурс огромный, сделаны на совесть. Но с SSJ-100 они, конечно, погорячились. Всем ещё очень повезло, что не случилось никакой трагедии. Увы, подобных им компаний хватает, и что будет с их парком воздушных судов, в общем-то, понятно. Даже если там и иностранные машины», — говорит пилот Airbus-319 Юрий.
По-хорошему, российским властям стоило бы наложить запорет на полёты Red Wings — до выяснения обстоятельств минимум. Пока, действительно, не случилось непоправимого. И, параллельно, проводить объективное расследование на тему того, что творится в других авиакомпаниях. Начав с мелких, специализирующихся на чартерных рейсах.
Но в это как-то слабо верится, точнее, не верится совсем. А когда случаются авиакатастрофы, чиновники начинают изображать активность, писать всякие бумажки, инициировать законы и постановления. Так, для виду.
Импортозамещения нет и не предвидится, причём за провалы, как обычно, никто не ответил. Так, поставки самолетов Ил-114−300 вообще непонятно, когда начнутся, и начнутся ли.
«В первую очередь сроки зависят от того, какие компоненты на него поставят и как скоро, как массово отечественные производители будут готовы их поставлять. Думаю, это будет самый важный вопрос. Мы и по другим проектам видим, что они запаздывают», — считает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
Даже советский Ил-96−400 самый скрепный в мире авиапром повторить не смог, и теперь чиновники вещают, что он и не нужен.
По так называемому Superjet NEW сроки могут быть перенесены, в следующем месяце машина вряд ли поднимется в воздух. А уж серийное производств со сдачей готовой продукции заказчику в декабре 2023 года — это вообще ненаучная фантастика. Собственно, про эти заявления января сего года все уже забыли, сроки начала серийного производства перенесены на конец 2024-го. Перенесут ещё раз — на конец 2124-го.
Ситуация с Red Wings — это только верхушка айсберга. Главные проблемы скрыты от глаз.
А они в том, что в отсутствии собственного производства и импортных поставок число самолётов будет неизменно уменьшаться В какой момент прозвучит команда «стоп, машина», пока непонятно, но, думается это время уже не за горами. Каналы параллельного импорта запчастей и расходников продолжают перекрывать, а наши чиновники ищут какие-то другие каналы.