Нападение радикалов на синагогу в Ереване — кто и зачем?
Экстремисты разбили окна синагоги «Мордехай Нави», единственной в Ереване, облили стены краской и бросили в здание бутылку с «коктейлем Молотова», который, однако, не воспламенился.
МИД Армении осудил это нападение, заявив: «Мы решительно осуждаем недавний акт вандализма против синагоги в Ереване. В Армении нет места ненависти и нетерпимости». Никакой иной реакции официального Еревана быть не могло — с политической точки зрения теракт является бессмысленным и опасным прецедентом. Правительство Никола Пашиняна совершает политический разворот в сторону коллективного Запада, стремится заручиться его поддержкой в ходе конфликта с Азербайджаном, а значит обязано демонстрировать Армению в качестве толерантной парламентской демократии. Антисемитизм да еще в такой насильственной форме, способен нанести ущерб ее имиджу, а значит, повредить ее интересам. Впрочем, вне зависимости от политической ориентации правящих группировок Армении, любое ее правительство сделало бы аналогичное заявление. Никто в мире, кроме откровенно оголтелых сил, не поддерживает такие террористические атаки.
Ответственность за атаку взяла на себя «Армянская секретная армия освобождения Армении» (ASALA) и так же «Молодые борцы за свободу Армении» (YFFA). Причем Асала сделала публичные заявления, которые являются явно ксенофобскими. Представители организации назвали случившееся «успешной операцией устрашения». В их сообщении говорится, что «евреи являются врагами армянского народа, соучастниками турецких преступлений и кровавого режима Алиева против Республики Армения и Арцаха». Группировка указывает на то, что «еврейское государство снабжает оружием преступный режим Алиева, его активно поддерживают евреи Америки и Европы.»
Что такое Асала и откуда она взялась?
Асала была создана в 1975 году в Бейруте. Она не связана со старыми армянскими политическими фракциями, вроде дашнаков или сторонников ультраправого цехакронизма и Гарегина Нжде. Напротив, Асала является одним из «левацких» политических течений, появившихся в ходе мирового революционного процесса, открытого французским Красным маем в 1968 году.
Вопреки распространенному заблуждению, события 1968 года не ограничивались студенческим карнавалом в Париже. В самой Франции около 10 миллионов рабочих приняли в то время участие во всеобщей забастовке и захватах фабрик в самоуправление. Затем волны радикальных протестов студенчества и рабочих распространились по Европе и миру. Бурные события охватили множество стран, от Испании до Италии, от Аргентины и Чили до Ирана и Польши. Революционную волну принято датировать 1968−1982 гг, включая иранскую революцию 1978−1979 и мирное «восстание» польских рабочих в 1980—1981 гг. Итальянский политический аналитик Марко Ревели назвал ее «самым продолжительным и глубоким революционным циклом в истории», впрочем, с ним не все согласятся.
Предыдущая волна восстаний рабочих и учащейся молодежи может быть отнесена к событиям 1917−1923 гг (или 1905−1923, как думают другие). Такие гигантские волны мировых восстаний социальных низов вызваны глобальными кризисами капитализма, но до конца причины их появления непонятны. Зато известно другое. Каждая волна наряду с забастовками и попытками революций, порождает (или, во всяком случае, усиливает) множество различных политических течений.
События 1968−1982 гг не стали исключением. Одни движения, созданные или получившие развитие в ту пору, выступали с позиций рэтекоммунизма (коммунизма рабочих советов), поддерживая восстание непартийных органов самоуправления трудящихся — рабочих и студенческих комитетов — с целью взятия их ассоциациями всей полноты хозяйственной и политической власти по всему миру. Они отвергали любые виды национализма и государства. Такие группы активно действовали во Франции, Италии, Испании и Германии, например ситуацианисты, Интернациональное коммунистическое течение и т. д.
Другие группировки стояли на марксистско-ленинских (как тогда говорили, «эмелистских») или маоистских позициях, стремясь создать нечто вроде сталинского СССР или маоистского Китая в своих государствах.
Третьи сделали упор на поддержку различных националистических (национально-освободительных) движений в разных странах, например вьетнамских партизан, сражавшихся против США, или на палестинских националистов, воевавших против Израиля. Их целью было создание или расширение влияния независимых от Запада государств, включая палестинское.
Были и те, кто старался совместить марксизм-ленинизм и национализм, причем в той или иной мере за такое совмещение выступала львиная доля т.н. «новых левых». Имелись многочисленные группировки с синкретическими, т.е. объединяющие разные идеи, взглядами.
Во многом, из-за этой разницы во взглядах и защиты диаметрально противоположных, взаимоисключающих, позиций, термин «левые» в современном мире утратил свое значение. Скорее нужно говорить о конкретных течениях и группах.
Армянская Асала — одна из них. Она появилась в 1975 году, и, подобно многим радикальным течениям своего времени, объединила в своих взглядах ленинизм и национализм. Организация выдвигала следующее требование: «Турция должна признать геноцид армянского народа в период Первой мировой войны», что подразумевает выплаты компенсаций армянам. Но задачи Асалы этим не ограничивались.
В числе целей организации было создание независимого армянского государства на базе современной Армении и огромных территорий на Востоке Турции «согласно Севрскому мирному договору 1920 года». Идеологическим основанием для Большой Армении должен был стать ленинизм. То есть, армянское государство предполагалась как жесткая однопартийная система, где все прочие партии либо запрещены, либо ограничены в правах, и где государственный чиновный аппарат является собственником земли и промышленности — ядром национальной экономики. Кроме того, Асала подчеркивала необходимость развертывания «насильственной борьбы» против «Турецкого колониализма, НАТО и сионизма».
С целью реализации своих идей, Асала совершала вооруженные нападения на различные турецкие представительства и институты по всему миру, а также на некоторые объекты стран, которые поддерживают Турцию.
Один из создателей Асалы, Акоп Акопян, по некоторым данным, изучал тактику партизанской борьбы и диверсионной деятельности в лагерях Организации Освобождения Палестины. Другие исследования говорят о связях Асалы с Народным Фронтом Освобождения Палестины (НФОП) — самостоятельной палестинской марксистско-ленинской организацией. Скорее всего, что-то из этого является правдой — наблюдатели отмечали, что нападения, организованные Асалой, являются «высокопрофессиональными».
Таким образом, изначально Асала была связана с палестинским движением, а значит имела антиизраильские и антисионистские корни. Впрочем, критика сионизма и антисемитизм — разные вещи. Отождествление всех евреев с политикой Израиля является надуманным и откровенно исходящим из принципа коллективной ответственности.
Любопытно так же, что если Асала изначально была марксистско-ленинской группой, то радикальное националистическое движение, созданное в 1890-м году и усилившееся в начале 20-го столетия, Дашнакцутюн (дашнаки) — «Армянское революционное содружество», было создано на основе синтеза армянского национализма с народнической социалистической идеологией. Можно сказать, что армянские вооруженные группировки всякий раз усиливались на волне мировых революционных движений и восстаний и включали в себя элементы того, что принято называть «левыми» или «социалистическими» идеями (при всех громадных различиях между народничеством и ленинизмом), но всякий раз национализм брал верх, вытесняя эти идеи на периферию мышления.
Но неужели Асала и правда рассчитывает расчленить Турцию и отобрать у нее колоссальный район на востоке этой страны? Ведь Турция — член блока НАТО, она обладает второй по численности армией в альянсе. Это сильное централизованное государство с населением почти 90 млн человек. Возможно, указанная цель является лишь декларацией, однако надо иметь в виду, что среди части армян популярны идеи «великой Армении». Но скорее всего акции Асалы — вооруженный пиар, способ донести до «международного сообщества», а фактически до руководителей и правящих классов наиболее влиятельных стран, что им стоит считаться с некоторыми менее глобальными требованиями Асалы.
На практике Асала совершила десятки атак на различные объекты. Пик ее активности приходился на 1970−1980 гг. В результате нападений и убийств погибли 46 и были ранены 299 человек. Большинство погибших — турецкие дипломаты. Среди наиболее известных акций Асалы — захват турецкого консульства в Париже (1981) и взрыв турецкого отделения во французском аэропорту Орли (1983).
Именно теракт в Орли (начинённый взрывчаткой чемодан взорвался перед стойкой Турецких авиалиний) стал причиной усиления давления правительства Франции на Асалу и вызвал раскол в самой организации. Дело в том, что в результате этого нападения погибли 7 (по другим данным 8) и были ранены 55 человек, главным образом гражданских лиц. Многие в Асале оказались не готовы к такому развитию событий или же сочли эту акцию политически невыгодной для организации. Асала столкнулась одновременно с растущим внешним давлением и с внутренним расколом на фракции. Деятельность группировки стала ослабевать. Кроме того, еще в 1982 году израильские войска вторглись в Ливан, где находились основные базы Асалы. Это привело к бегству членов организации из страны и подорвало ее возможности.
В марте 1984 года Асала предприняла множественные атаки на турецких дипломатов в иранской столице Тегеране. С тех пор нет признаков боевой активности Асалы, хотя ей приписываются некоторые другие акции. В 1997 году было совершено нападение на турецкое представительство в Брюсселе, за которое организация взяла на себя ответственность, однако в отношении указанной акции и ее организаторов есть различные версии.
Существуют ли сегодня спящие ячейки Асалы, которые могут проснуться? Возможно ли появление нового поколения боевиков Асалы или новой организации с таким названием? Все это вполне возможно. Среди жителей Армении и среди армян Ближнего Востока есть немало людей, сочетающих радикальные взгляды и опыт вооруженной борьбы. Часть людей, мягко говоря, недовольны успехами азербайджанской армии в Карабахе и ликвидацией Арцахской республики, созданной армянскими националистами в этом регионе. Тот факт, что Израиль поставляет большое количество оружия Азербайджану в обмен на нефть, ни для кого не является секретом. Антиизраильская антисионистская идеология всегда была важна для Асалы. Однако надо помнить, что в принципе кто угодно может присвоить себе сегодня имя «Асала».
С другой стороны, такие акции, как нападения на синагоги и другие теракты вряд ли помогут современному Армянскому государству. Они могут лишь повредить ему.