Новая красная угроза пришла в Европу из джунглей, где погиб Че Гевара
Муравьи-захватчики обосновались на Сицилии и готовы завоевать Апеннинский полуостров, пока в ЕС думают, как наказать бывшую красную, она же имперская, Россию, выделяя на это дело миллиарды. Тем временем огненный муравей Solenopsis invicta, стремительно распространяясь, вот-вот захватит семь процентов территории Европы. А в случае глобального потепления и до Британии доберется. А ведь еще вчера про него рассказывали как про некую ужасающую бразильско-аргентинскую экзотику с огромными челюстями, вредящую посевам и чуть ли не перегрызающую электропроводку, заползая в автомобили и даже в компьютеры.
Наши ученые термин «инвазионный» не употребляют как страшилку. А западные популяризаторы науки пугают мир страшным муравьем, расселяющимся по цивилизованным странам. Например, по югу США, где от него рыдают.
Замечен он и в Китае, но там пока молчат. Это на Западе пишут про один из самых разрушительных для экосистемы видов шестиногих «мигрантов». Про «суперколонии» с несколькими «королевами», откладывающими личинки сотнями тысяч и миллионами. Быстро вылупившись, мураши образуют банды, которые охотятся как на беспозвоночных, так и на мелких позвоночных типа мышей, стригут растения, уничтожая все вокруг подчистую, как саранча, вытесняя местных насекомых и даже травоядных животных, попросту лишая их пищи, пишет британская Guardian.
Учёный, экономист, эколог, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян напоминает, что не только в солнечной Италии, но и у нас немало инвазионных видов животных и растений:
— В Баренцевом море появились крабы, обитавшие прежде в Охотском и более типичные для Камчатки.
«СП»: Британский журналист боится, что в связи с глобальным потеплением жуткие мирмики оккупируют и Туманный Альбион, как сейчас захватывают Сицилию, и никакой Брексит не поможет.
— А у нас в Москве и Московской области повсюду ползают огромные слизни. Но что касается поведения представителей фауны на новом месте — это вопрос к биологам.
«СП»: С них тоже спросим, а вы не могли бы оценить глобально: что нас ждет в ближайшим будущем? Неужели «дивный новый мир» с красными муравьями-убийцами, огромными слизнями и поглотившим все вокруг «борщевиком Сосновского»?
— Естественно, будут формироваться новые экосистемы на месте старых, если, конечно, виды-пришельцы приживутся, а это не всегда бывает. Иногда случается, что обнаруживается какой-то местный вид, который начинает самих пришельцев употреблять в пищу. Пока ее было мало, хищника это сдерживало, а тут пищи становится много, и он начинает активно размножаться, подавляя инвазионный вид. А потом его численность нормализуется, возвращаясь к старым пределам. Такие случаи тоже известны. И тогда все возвращается к прежнему положению — природа сама себя лечит. Но так, к сожалению, бывает не всегда.
Что же касается борщевика, то это исключительно вопрос денег. Если бы они выделялись деньги, его можно было бы победить.
«СП»: Кстати, в Новой Зеландии победили этих самых муравьев. Новозеландцы дружно взялись и всех уничтожили. Это единственная страна, успешно искоренившая красного огненного муравья после того, как он там появился в 2001 году. А вот их соседи австралийцы только обсуждают проблему. Тратят 400 миллионов австралийских долларов (205 миллионов фунтов стерлингов) на искоренение пришлого вида, а правительство критикуют за неспособность действовать решительно.
— Ну да, само собой разумеется, все упирается в выделяемые средства… Хорошо, красный огненный муравей — теплолюбивый вид, но исследователи пришли к выводу, что он может прижиться примерно на половине городских территорий Европы, включая такие крупные города, как Лондон, Париж, Рим и Барселона. А благодаря глобальному потеплению, весь Старый Свет станет гораздо более пригодным для его обитания.
Пока же прибрежные города Средиземноморья наиболее подходят для этих муравьев, а морские порты могут способствовать распространению вида. По крайней мере Маттиа Менчетти, ведущий исследователь Solenopsis invicta, призывает общественность быть бдительной, обнаруживать их в городских и прилегающих районах и докладывать, куда следует. А обнаружить этого муравья нетрудно — по болезненным укусам. Ну и характерным холмикам.
Сицилийские колонии как раз и расположены в устье реки и природном парке близ старинных Сиракуз. Исследователи полагают, что летающие королевы муравьев, принесены из порта, что северо-западнее. Местный порт мониторят, чтобы не только мигранты из Африки, но и ни один муравей не проскочил.
В Европе этот злобный мирмик ранее уже обнаруживался в импортируемых продуктах из Испании, Финляндии и Нидерландов, но его появление в дикой природе никогда ранее не замечалось.
Мирмиколог Иван Зимин предполагает, что муравьи в Европе могут и не прижиться:
— Это очень сложно прогнозировать. Они же довольно капризные животные, трудно сказать, какие условия для жизни им подойдут, будет ли достаточно оплодотворенных самок для расселения… Мне кажется, нам в России беспокоиться по этому поводу смысла точно нет.
СП": Но распространились же эти муравьи на юге США. Там выделяются средства не борьбу с ними. Они прижились в Китае и Австралии.
— В Китае живет совсем другой вид. Кстати, коли на то пошло, и у нас муравьи из рода Solenopsis тоже живут.
«СП»: Но наши, должно быть, не такие кусачие, и жала у них не столь огромные, как показывают по широкоэкранному телевизору?
— Да, если их не трогать, не совать руку в муравейник. На самом деле и те южноамериканские муравьи — не такие уж страшные для людей. Другое дело, что они могут вытеснять другие виды себе подобных. Проблема заключается именно в этом, особой опасности для человека они не представляют.
«СП»: А как же аллергическая реакция, о которой пишет британская газета? Муравьев называют «социальной угрозой», они агрессивно роятся и причиняют укусы, которые могут зудеть и гореть в течение часа. Люди даже умирали от аллергии.
— Апельсин тоже вызывает аллергию. Она, как теперь выясняется, может быть на что угодно, а не только на муравьев. Не даром же ее называют «чума ХХI века»…
Однако кроме аллергии и ковида, теперь на повестке дня, особенно в англосаксонских странах, призывы к увеличению инвестиций для искоренения шестиногой «красной угрозы». Говорят, что «стоимость борьбы с огненными муравьями — намного дешевле, чем стоимость жизни с ними».
Ущерб от этих самых огненных муравьев, пока становится реальностью на югах. Они закрывают игровые площадки, садовые центры и парки, наносят вред тростниковым полям, школам, жилищному строительству и естественной среде обитания в целом.
Если срочно не активизировать усилия по их искоренению, то англосаксы от Америки до Австралии боятся столкнуться со страшным будущим, в котором на борьбу с огненными муравьями выделяется 7 миллиардов долларов в год, в тех же Соединенных Штатах. Кстати, чисто для сравнения, на расшатывание Украины первоначально было выделено всего восемь, признавалась Виктория Нуланд.
Возможно, именно из Америки огненные муравьи попали в Австралию в транспортных контейнерах, причем за десятилетия до того, как их обнаружили и стали ругаться. И вот теперь «марш огненных муравьев» может достичь столицы Зеленого континента к 2035 году. Это будет стоить экономике до 1,2 млрд долларов в год. Чтобы этого не случилось, рекомендуется тратить по 300 млн долларов ежегодно хотя бы перед Олимпийскими играми в Брисбене.
Уже смоделированы экономические последствия распространения огненных муравьев. Их вторжение может прогрессировать на 5 км в год, хотя называют и большие расстояния. Все это, напомним, в Австралии.
Но не оставляют сомнения, при чем здесь Британия? Если огненные муравьи зажигают, значит, это кому-то нужно. Пишут, что инвазивные виды муравьев легко распространяются… когда растения в почве импортируются в Британию. Там теперь призывают правительство запретить ввоз почвы. Ведь ЕС запретил ее экспорт из Британии, но сама эта страна не приняла ответных мер. Так, может, дело в этом, а вовсе не в некогда бразильских, а теперь еще и австралийских муравьях-убийцах.