Что придет на смену «Горбушке»
Коммерческая недвижимость, предназначенная для розничной торговли, стремительно дешевеет, а спрос на неё падает ещё быстрей. Торговые центры (ТЦ) никому не нужны, цены на них катятся под откос.
Например, в Питере один такой объект всего за полгода подешевел на 40%. И это не предел, ведь пока ни одного потенциального покупателя до сих пор не появилось. Ради минимизации убытков — здание нужно содержать, оно постоянно жрёт деньги! — банк продаст его и намного дешевле. Но кто купит?
Каждый второй ТЦ в России в течении 2024 года прекратит своё существование — это ещё мягкий прогноз, есть куда менее оптимистичные взгляды на будущее розничной торговли, которая стремительно уходит в интернет, в том числе по продуктам питания.
«Нет покупателей, совсем нет. Сегодня вроде как суббота, народу должно быть много, однако уже вторая половина дня, а выручка — всего 2000 рублей. На буднях в последнее время порой вообще по полдня никого не бывает, как дальше работать — непонятно. Как бы наши владельцы нас не закрыли», — жалуется управляющая и по совместительству продавец продуктового магазина в небольшом подмосковном ТЦ.
Справедливости ради стоит отметить, что цены там не особо радуют, большую часть ассортимента можно купить на маркетплейсах значительно дешевле. Но рознице приходится платить за аренду, причём довольно приличные деньги.
Владельцам ТЦ тоже приходится платить, за ЖКУ и не только, посему получается некий замкнутый круг, из которого не вырваться. И в котором, по сути, за «разгон» цен несёт ответственность государство, ведь именно оно утверждает рост тарифов на «коммуналку».
В условиях резко увеличившейся конкуренции нередки и уходы ключевых арендаторов, которые нашли более выгодные предложения. Как правило, вскоре после этого ТЦ либо закрывается, либо меняет владельцев. Во втором случае чаще всего банки его просто забирают за долги.
«Эпоха крупных торговых центров начинает заканчиваться. Период, когда крупные торговые центры — моллы — были главным двигателем розничной торговли, прошел.
Сейчас популярность набирают маркетплейсы, а вот число ТЦ сокращается. Пандемия нанесла серьезный удар по российским моллам, в течение нескольких месяцев они простаивали практически без покупателей. Также повлияла на ситуацию политика антироссийских санкций.
Многие компании ушли из РФ, и площадки в торговых центрах остались вакантны. Они не приносили доходов владельцам, зато оставались расходы на охрану, свет, воду", — говорит председатель совета Гильдии маркетологов Игорь Березин.
О вводе в строй каких-то новых объектов нет и речи.
На самом деле нынче разговоры совсем об ином. Например, что в столице вскоре снесут «Электронику на Пресне» и «Горбушку», а также ещё ряд иных «знаковых» объектов. Есть таковые на примете и у правительства Подмосковья, причём их ещё больше. И никто особо не собирается протестовать.
Но проблема тут в том, что ломать — не строить. Положим, действительно снесут. И что дальше? Дорогая недвижимость сейчас никому не нужна, к тому же центр Москвы сделали крайне неуютным для проживания.
Доходит до того, что многие банки прекратили выдачу кредитов под залог элитной недвижимости — это просто никому не нужный неликвид с явно завышенной стоимостью. Причём стоимостью, судя по всему, уже сугубо виртуальной.
Цены на торговую коммерческую недвижимость ещё более иллюзорны, так как при огромном предложении спрос отсутствует как таковой. Например, по всей стране стоят многочисленные магазины IKEA, они пустые, на них никто не претендует. Шведы бы их с удовольствием продали, но…
«Справедливая стоимость портфеля недвижимости Ingka Group в России составляет не менее $5 млрд. Но, учитывая дисконты, которые будут требоваться, цена в случае продажи может составить от $2,5−3 млрд», — рассуждает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
То есть в два раза дешевле. Или в три? А может в четыре или в пять, а то и в десять? Всё это не более чем досужие рассуждения, при полном отсутствии спроса цифры могут быть любыми. Не только сами магазины IKEA не при делах, все ТЦ «Мега» (тоже собственность Ingka Group) стоят пустыми. Кто не верит — может их посетить и побродить по некогда многолюдным коридорам, сейчас там разве что волки ещё не бегают. Попытки продать всё это добро начались ровно год назад, но ничего у скандинавов не вышло.
Шведскую недвижимость в РФ содержат сами иностранцы, это — их проблемы. Между тем значительная часть того, что принадлежало российским компаниям, стало собственностью банков. С одной стороны, им нужно обменять всё это на деньги и заткнуть дырки в балансах, с другой — содержание данной недвижимости прорехи в финансовой отчётности только увеличивают. И что делать, совершенно непонятно.
Попытки перепрофилировать ТЦ в заводы и фабрики, на площадях которых многие из них и появились, пока единичные, так как никакого экономического развития в РФ не наблюдается. Напротив, деградация промышленности только усиливается. Развлекательные конторы тоже не очень востребованы, так как у населения попросту нет денег — наблюдается устойчивое падение покупательной способности граждан. Поэтому бизнес-идея строительства в бывших ТЦ больших СПА-комплексов обречена на провал.
«Качественный состав ТЦ меняется: такие площади, которые ранее занимали иностранные игроки, просто оказываются невостребованными. Российские ретейлеры при всем своем желании не смогут их занять. Ещё одна причина появления пустых площадей и оттока посетителей из ТЦ состоит в том, что многие зарубежные бренды были трафикообразующими: огромное число россиян ехали в конкретные магазины.
К тому же платежеспособность новых арендаторов гораздо ниже, и торговые центры вынуждены идти на уступки. Но нет уверенности, что даже эти сниженные цены удовлетворят арендаторов. Мы уже видим, что новые проекты, не так давно открывшиеся, уже начали закрываться: они не смогли вписаться в новые экономические реалии, — говорит генеральный директор аналитической компании INFOLine Иван Федяков.
Звучит вельми наукообразно, но как именно писать слово «хана», в общем-то, всё равно. Торговать и нечем, и некому. Да и, по большому счёту, незачем. В интернете всё равно намного дешевле, а для 99,9% россиян это сейчас имеет определяющее значение.