Диаспоры в РФ приравняют к иноагентам: станет ли от этого в стране больше порядка
В Госдуму до конца мая будет внесен законопроект, приравнивающий диаспоры к «иностранным агентам». Также предполагается ввести запрет на иностранное финансирование национально-этнических объединений. Если законопроект будет принят, он изменит многое — и в России, и в ближнем зарубежье.
Приравнять диаспоры к иностранным агентам и ввести запрет на иностранное финансирование национально-этнических объединений предложил депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев. Такие нормы включены в разработанную им новую редакцию ФЗ о национально-культурной автономии № 74.
Депутат считает, что формулировки и понятия «национально-культурная автономия в Российской Федерации» должны быть изменены. Как заявил нам Михаил Матвеев, к «иностранными агентам» необходимо приравнять диаспоры этнических общностей, которые имеют свои государства за пределами России.
В феврале 2022 зам. председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что численность крупных диаспор в стране колеблется от 1 до 5 млн человек. На самом деле цифры эти сильно приуменьшены. По некоторым данным, которые приводит, например, эксперт по вопросам миграции, кандидат политических наук, доцент РАНХиГС Михаил Бурда, из Таджикистана в прошедшем году приехало около 3,1 млн человек, из Узбекистана — 4,9 млн, а из Кыргызстана — 1 млн граждан.
На сегодняшний день в России проживает порядка 147 миллионов человек (это данные 2021 года) и около 200 народов, в которые входят как коренные народы страны, так и народы бывших советских республик. Практически в любом городе России живут армяне, азербайджанцы, таджики и киргизы.
Граждане многих постсоветских стран имеют возможность безвизового въезда в Россию, и вот они-то в основном и образуют в России наиболее многочисленные диаспоры. Хотя самые древние диаспоры ведут историю в России со времен XVI века. Современная официальная российская статистика позволяет составить лишь примерное представление о наличии различных национальных общин и их численности.
В то же самое время в Казахстане проживает почти 3 миллионов русских, которые по странной случайности никак не могут въехать на свою историческую родину, в Россию.
Возникает и другой вопрос: обязательно ли создавать диаспору, чтобы сохранить свою культуру на чужбине? Если таджикская семья хочет, чтобы её дети умели танцевать национальные танцы — можно организовать, например, кружок в ДК. И для этого совершенно нет необходимости регистрировать мутную надгосударственную структуру. Если это действительно важный для мигрантов момент, то на этот кружок будет спрос, — говорит Михаил Матвеев.
«СП»: Михаил Николаевич, что дадут изменения, которые вы хотите внести в закон о национально-культурной автономии?
— Национально-культурная автономия — это способ самоорганизации по национально-этническому принципу. Их главная цель направлена на национально-культурную адаптацию мигрантов, при этом диаспоры связаны с иностранными государствами. Я предлагаю убрать из закона термин «автономия» и заменить на «объединение».
Мы сколько угодно можем говорить, что это не ведет к созданию анклавов, но национальная автономия на территории другого государства недопустима. У национально-культурной автономии есть право оказывать влияние на политику и участвовать в федеральных органах исполнительной власти, которые вырабатывают государственную политику.
Я считаю, что в приоритете должны быть коренные народности России — чуваши, мордва, буряты, например. У нас где-то есть их диаспоры, объединения, анклавы?
«СП»: Каким образом вы хотите увязать закон о национально-культурной автономии с иноагентами?
— На мой взгляд, необходимо наложить запрет на использование иностранного финансирования в национально-культурных объединениях, а если они финансово взаимодействуют со своей исторической родиной за пределами России — соблюдать закон об иностранных агентах и маркироваться соответственно. Я считаю, что приоритет в государственной поддержке надо оказывать коренным народам, у которых нет другого государства, кроме России.
«СП»: То есть вы полностью хотите лишить диаспоры финансирования?
— Нет, я выступаю только за то, чтобы лишить их иностранного финансирования. Некоторые диаспоры, связанные со Средней Азией, опережают у нас по численности крупные исконные народы — бурятов, чувашей, мордву. За счет безудержного миграционного потока меняется этнокультурный состав России. Вывод: национально-культурная автономия должна быть перерегистрирована в национально-культурное объединение.
Закон об иноагентах, как известно, накладывает множество ограничений, в том числе запрет на рекламу. То есть возможность заработка диаспорам могут существенно ограничить.
Ограничений для иноагентов сегодня великое множество. Например, теперь иностранные агенты не имеют права производить информационную продукцию для детей, осуществлять образовательную и просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних.
Также иноагентам запрещено применять упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта, участвовать в госзакупках, получать государственное финансирование. Гражданин, имеющий статус иностранного агента, не может быть принят на гражданскую службу, получить допуск к государственной тайне, не может занимать должности на военной службе.
Давление на мигрантов усилилось после теракта в Москве в «Крокус Сити». В первую очередь — на выходцев из Таджикистана. На работающих мигрантов устраивали массовые облавы, силовики забирали людей из общежитий, с мест работы и даже из мечетей. Иностранцев, которые не имели необходимых документов, массово депортировали из России, а тех, кто приезжает, не пускали в страну. Власти десятка регионов ограничили право мигрантов работать в сфере пассажирских перевозок, такси, общепите. По официальной версии, такие меры приняты «в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья местного населения».
Диаспоры сегодня сравнивают с мафиозными группировками 90-х. Это некое не вписывающееся в государственную систему образование, которое, как правило, ведёт теневой бизнес, а все вопросы решает либо с помощью взяток, либо с помощью угроз.
Как рассказывает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов, «приезжаю как-то с инспекцией в одно московское ОВД, а там все друг с другом по-азербайджански разговаривают».
Известны случаи, когда муниципальные чиновники советовались с главами диаспор по вопросам мигрантов, потому что опасались мигрантских бунтов. Учитывая, сколько гостей из солнечных стран уже приехало в Россию и продолжает приезжать, их опасения более, чем оправданы.
Решит ли вопрос с мигрантами приравнивание диаспор к иностранным агентам?
Эксперты высказывают разные точки зрения.
«Я понимаю, что все это началось после «Крокуса». Но если мы запретим официальные диаспоры, могут возникнуть неофициальные. Автономии безусловно надо закрывать, потому что они рвутся в политику. Надо просто ввести жесткие разрешения на работу.
Правда, в руках МВД все это быстро превратится в статистику. Если мы признаем диаспоры иноагентами, они не перестанут существовать, просто не будут получать деньги из бюджета. И поток мигрантов не прекратить никакими запретами и поправками в законы, потому что в них заинтересован крупный бизнес. Узбек заплатил за экзамен по русскому — и он наш соотечественник. Просто бизнес хочет иметь дешевых работников, в этом вся суть", — заявил «СП» научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Как нам стало известно, сейчас юристы работают над поправками к ФЗ о национально-культурной автономии. По словам депутата Михаила Матвеева, в правительстве сейчас тоже дорабатывают новую редакцию закона, «внося декоративные изменения».